Новогодний кинозал. Доброе старое кино (на конкурс)

Dec 10, 2016 11:43

Для создания праздничного настроения :) Чтобы получилось "вокруг света", из своего большого списка я отбирала фильмы либо снятые в разные годы, либо созданные съёмочными группами из разных стран, либо действие в картинах происходит в разных странах и регионах.

Фильмы буду называть только те, которые меня чем-то зацепили или даже очень понравились.



"Lady for a Day / Леди на (один) день (США 1933; 96 минут)

Один из самых старых фильмов, действие которых происходит в дни рождественских и новогодних праздников. На самом деле празднования Рождества как такового здесь нет, но сам фильм очень рождественский по духу! Снят по мотивам рассказа Дэймона Раниона "Madame La Gimp". По этому же рассказу, к примеру, поставлен одноименный бродвейский мюзикл, а также существует много современных театральных постановок в разных странах. Режиссёр данного фильма - знаменитый Фрэнк Капра. Главную роль исполнила 75-летняя Мэй Робсон, за неё она была номинирована на "Оскар". Фильм "Леди на один день" был выдвинут на "Оскар" в 4-х номинациях, в т.ч. за лучшую режиссуру.

Душевная история Яблочной Энни, которую нужно прожить вместе с её героями.

Спустя 28 лет, в 1961 году, тот же режиссёр, Фрэнк Капра снял ремейк собственного фильма. Картина с прекрасным названием "Пригоршня чудес /Pocketful of Miracles" стала его последней режиссёрской работой, хотя сам Капра покинул этот мир в 1991 году. И вот уже в этом фильмие есть и рождественские песни, и санты, и празднично украшенные ёлки.



Бетт Дэвис в одном из эпизодов фильма "Пригоршня чудес".

В ремейке роль Яблочной Энни исполняет самая титулованная голливудская актриса Бетт Дэвис (1908-1989), за эту роль она получила премию "Золотой Глобус". Фильм тоже по-своему хорош, но длится уже 2 часа и больше времени, как мне кажется, уделяется другим персонажам, чем самой Энни.



Фрэнк Капра, трижды "оскароносец", также является режиссёром истинно рождественского фильма "It's a Wonderful Life / Эта замечательная жизнь" (1946); есть колоризованная версия. В ролях Джеймс Стюарт, Донна Рид, Лайонел Бэрримор. Культовый фильм, без которого не обходится ни одно празднование американского Рождества.

Многим зрителям, наверное, знаком фильм "Небо над Берлином" или его американский ремейк "Город ангелов". Есть ещё "Майкл", "Ангел-А" и другие интересные работы на эту тему. Фильм "Эта замечательная жизнь", возможно, первый в ряду фильмов об ангелах, которым вдруг что-то понадобилось на нашей земле.

Возвращаясь к истории Яблочной Энни, упомяну, что существует и отечественная версия, также снятая по мотивам рассказа Раниона. Эта версия, возможно, приглянется поклонникам актёров, занятых в ней.



"Леди на день" (2002; режиссёр Дмитрий Астрахан). В главных ролях Марина Неёлова, Инна Ульянова, Александр Калягин, Александр Филиппенко, Олег Табаков, Юрий Колокольников.

Созвездие прекрасных актёров во главе с гениальной Мариной Неёловой и потрясающей Инной Ульяновой. Это самая полная версия истории, она ещё длиннее (почти два с половиной часа). И снята она уже в лучших отечественных традициях. И веселятся там люди так, как на наш Новый год :) И это уже не просто повествование об американской действительности, а завуалированный рассказ и о советско-российской жизни тоже. Всё в до боли знакомой ёлочной мишуре, всем смешно и весело, актёры играют великолепно! Мне понравилось: не "шедевр на все времена", но хороший фон, под который можно готовить "Оливье" для праздничного стола :)

Если уж останавливаться на старых американских фильмах, то мой личный список выглядит так (фильмы перечислены в порядке выхода на экраны):

1. "Запомни ночь / Remember the Night" (1940). В главных ролях Барбара Стэнвик и Фред МакМюррэй.



Оригинальный сюжет, неплохая актёрская игра, душевные песни, хотя местами смотрится скучновато. Молодая женщина попадается на краже браслета в ювелирном магазине. Суд проходит как раз под Рождество, а в это время, как известно, приключаются разные интересные и даже иногда сказочные истории. Картина имеет неожиданный, но вроде бы оптимистичный финал.

Этот фильм ценен ещё и тем, что здесь есть не только повествование о встрече Рождества в семейном кругу, но и показано празднование Нового года всей деревней.

2. "Магазинчик за углом / The Shop Around the Corner" (1940, 100 минут). В главных ролях Маргарет Саллаван и Джеймс Стюарт.



Действие фильм происходит в Венгрии, кстати, в Будапеште :) Старший продавец магазина подарков заводит "почтовый роман" с девушкой, которую он никогда не видел и даже не знает по имени. Они отправляют друг друг письма по обычной "бумажной" почте. Ничего не напоминает? :) Есть современная и более известная история "Вам письмо" с Томом Хэнксом и Мег Райан. Тем не менее, старый довоенный фильм смотрится интересно, потому что там занята каждая секунда экранного времени! Каждую секунду что-то происходит, кто-то что-то говорит, все куда-то и как-то движутся. В общем все заняты: и актёры, и зрители. И все от этого выигрывают, мне так кажется. И такие фильмы потом хочется пересматривать не один раз.

3. "Серенада солнечной долины / Sun Valley Serenade" (1941, 86 минут). В главных ролях Соня Хени, Джон Пейн, Гленн Миллер. Музыкальный фильм, который был популярен и в СССР.



Соня Хени - известная норвежская фигуристка, олимпийская чемпионка. В фильме можно увидеть два номера в её исполнении. Гленна Миллера, я думаю, поклонникам музыки представлять не нужно, а Джона Пейна должны знать все поклонники кино :) Как говорят многие критики, в этом фильме на первый взгляд нет ничего выдающегося, но каждая его деталь создаёт соответствующую атмосферу: снег, музыка, романтика, вечер, праздник...

4. "Праздничная гостиница / Holiday Inn" (1942, 100 минут). В главных ролях Бинг Кросби и Фред Астер. Музыкальный фильм. Есть колоризованная версия.



Певец и танцор оставляет сцену ради "спокойной и размеренной жизни", так ему кажется: покупает заброшенный дом и создаёт свою ферму. Однако, такая жизнь оказывается ему не по силам: сельское хозяйство - это вам не танцы-шманцы :) Тогда он решает превратить свой дом в гостиницу, которая будет открываться только по праздникам, а праздников в Америке, в общем-то, предостаточно.

Бинг Кросби - замечательный американский певец, который за свою творческую карьеру исполнил все известные нам англоязычные песни о Рождестве. Фред Астер - это тоже легенда американской сцены. В фильме кроме музыки, песен и танцев есть, конечно же, и любовь :)

5. "Человек, который пришел к обеду / The Man Who Came to Dinner" (1942). В главной роли Монти Вулли.



Своеобразный фильм, но, возможно, кому-то приглянется. Тоже занята каждая секунда фильма, есть некоторое количество юмора (иногда чисто американского). Если понравятся первые минуты фильма, то понравится и весь фильм :)

6. "Встреть меня в Сент-Луисе / Meet Me in St. Louis" (1944). В главных ролях Джуди Гарленд, Маргарет О’Брайен, Мэри Астор, Люсиль Бремер. Красочный музыкальный семейный фильм, который повествует об истории семьи провинциального бизнесмена на фоне смены всех времён года (время действия 1903 год).



Это просто идеальная история! Этим она и похожа на сказку, за это её в своё время даже пытались критиковать. Своей идеальностью картина похожа на советские фильмы типа "Свинарка и пастух" - всё гладко, красиво, не к чему придраться, но в то же время не наигранно, а очень похоже на правду. И продумана буквально каждая деталь, включая детские роли и блестящую (в прямом смысле) рождественскую косынку главной героини.

Ещё прекрасно, на мой взгляд, повествуется о Дне Всех Святых (Хэллоуин), а также о Рождестве. Именно в этом фильме впервые прозвучала песня, которая вот уже много лет остаётся любимой у многих: "Нave yourself a Мerry little Сhristmas". Правда, в фильме и в исполнении Джуди Гарленд она воспринимается погрустнее, чем в исполнении, например, Синатры или других певцов, которые затем включали её в свой репертуар.

Этот фильм входит в десятку лучших американских мюзиклов. После окончания работы над ним, режиссёр Миннелли женился на актрисе Гарленд, а потом у них родилась знаменитая дочь, Лайза Миннелли :)

7. "Рождество в Коннектикуте / Christmas In Connecticut" (США, 1945). В главных ролях Барбара Стэнвик и Дэннис Морган.



Есть ремейк 1992 года (в главных ролях Дайан Кэннон, Крис Кристофферсон и Тони Кёртис).



Не нужно сравнивать обе версии: они разные. Суть у них одна, но повествование в одном и в другом случае развивается в соответствии с реалиями того времени, в которое были созданы картины.

Суть в чём: известная журналистка (незамужняя) является в то же время и самым популярным кулинаром. Она печатает рецепты в журнале (или издаёт их в книгах и как бы воспроизводит в ТВ-шоу, как в ремейке). На самом деле...она совершенно не умеет готовить! Однако, в первом случае владелец журнала об этом даже не догадывается, по второй версии сотрудники телевидения об этом знают и всячески ей потакают. И вот однажды, под Рождество, случается так, что этот обман может открыться. На кон поставлено всё: популярность, работа, карьера и даже личная жизнь.

Обе версии воспринимаются как комедии, к работе привлечены хорошие актёры. Цветной фильм местами смотрится скучновато, мне там больше всего понравилась работа пожилого Тони Кёртиса в роли продюсера. В чёрно-белой версии мне очень понравился "венгерский дядюшка Ференц", который, собственно, и снабжал рецептами главную героиню (его, кстати, играет актёр венгерского происхождения). Оригинальная версия тоже показалась мне немного скучноватой, но она...как бы это сказать...красива, что ли. Т.е. фильм чёрно-белый, но яркий и стильный, скажем так. Можно смотреть всей семьёй, если у неё хватит терпения :)

Цветной фильм уже полностью американский и в прямом, и в переносном смысле, но тоже подходит для создания праздничного настроения и вдохновляет на приготовление чего-нибудь вкусненького :)

8. "Чудо на 34-й улице / Miracle on 34th Street" (1947). Есть колоризованная версия.



Эта моя самая любимая история, которая существует в нескольких кино- и телевариантах, но самыми известными и лучшими считаются два: цветной фильм 1994 года и чёрно-белый фильм 1947 года (с подающим надежды ребёнком по имени Натали Вуд).



Жил был обычный человек по имени Крис Крингл. На самом деле он был тем самым Санта Клаусом, который в Рождество замедляет время и за одну ночь посещает все дома мира, где его ждут. И жила была обычная маленькая девочка по имени Сюзан, которой мама однажды рассказала, что Санта Клаус не существует (потому что в маминой жизни не произошло ни одно чудо, в которое она когда-то верила). Мама занимала хорошую должность в одном из крупных универмагов очень большого города, а папы у девочки не было. И однажды Крис Крингл случайно встретился с этой мамой, которая искала кого-то для роли Санты: нужно было "работать Санта Клаусом" в универмаге, выслушивать рассказы и просьбы детей о рождественских подарках, кивая в ответ головой. Но Крис Крингл, который считал себя настоящим Сантой, не просто терпеливо выслушивал детей, очередь из которых выстраивалась на улице задолго до открытия магазина...

В картине заняты великолепная Морин О’Хара и всеобщий любимец Джон Пейн. Превосходный Эдмунд Гвенн за роль Санты получил премию "Оскар". После вручения премии он сказал: "Теперь я знаю, что Санта Клаус существует!" Фильм был отмечен премией "Оскар" ещё в двух категориях: за лучший сюжет и за лучший сценарий, а также номинировался на звание лучшего фильма года.

Восхитительный, мудрый, многоуважаемый лорд Ричард Аттенборо снялся в роли настоящего Санты в ремейке этого фильма, который в русскоязычном прокате можно встретить под названиями как "Чудо на 34-й улице", так и "Чудеса на Рождество" (1994 г).



Прелестная Мара Уилсон в роли маленькой Сюзан, очаровательная Элизабет Перкинс в роли бизнес-мамы и мужественный Дилан МакДермотт в роли адвоката, влюблённого в бизнес-маму, в замечательной, трогательной, волнующей, красочной истории о счастье, любви, вере и надежде. О том, бывают ли в нашей жизни чудеса и откуда они вообще берутся на свете. "Если вы не веруете, вы обречены на жизнь, полную страха и сомнений" (Крис Крингл. "Чудо на 34-й улице").

Обе версии (1947 и 1994 г) не повторяют друг друга один в один.

9. "Праздничный роман / Holiday Affair" (1949). В главных ролях Роберт Митчем, Джанет Ли.



Главный мотив чем-то перекликается с "Чудом на 34-й улице", но уже без прямого участия Санта Клауса. Мама тоже связана с магазинами, папы нет, но есть знакомый юрист, который хочет жениться на маме...а ребёнок (в этом фильме сын) мечтает о рождественском подарке...

10. "Светлое Рождество / White Christmas" (1954). В главных ролях Бинг Кросби, Дэнни Кэй, Розмари Клуни, Вера-Эллен.



Красочный музыкальный фильм, чем-то похож на советские фильмы того же времени.

11."Незабываемый роман / An Affair to Remember" (США, 1957; 119 минут). В главных ролях Кэри Грант и Дебора Керр



Кадры из этого фильма знакомы, наверное, даже тем, кто его никогда не видел. Иногда в каких-то современных американских фильмах (особенно, в рождественских) можно видеть, как герои, в т.ч. их дети, смотрят по телевизору или эту картину, или фильм Фрэнка Капры "Эта замечательная жизнь": оба фильма считаются классикой американского кинематографа. Например, очень много параллелей с картиной "Незабываемый роман" проводится в фильме "Неспящие в Сиэтле / Sleepless in Seattle" (США, 1993; в главных ролях Мэг Райан и Том Хэнкс).

"Незабываемый роман" - красивый фильм о любви с первого взгляда. Любви своеобразной и, как оказалось, незабываемой. Полностью, от начала до конца, я посмотрела его впервые. Честно говоря, читая разные статьи и отзывы, я представляла себе этот фильм немного другим. Наверное, сегодня он действительно смотрится по-другому - не так, как в годы своего выхода на экраны. Да и повествует он совсем о другой культуре - о заграничной, об американской. О некоторых вещах нужно узнавать дополнительно, чтобы понять, какую роль они играют в этой картине.

На мой взгляд, этот фильм...слишком красивый и сладкий, а от этого немножко приторный, что ли. Кроме бабушки: всё, что касается этого образа, как раз самое настоящее... Фильм "Встреть меня в Сент-Луисе" - тоже красивый и о любви - понравился мне больше.

12. "Квартира / The Apartment" (США, 1960; 125 минут). В главных ролях Джек Леммон и Ширли МакЛейн.



Это бесспорно режиссёрский шедевр Билли Уайлдера! Данный фильм был номинирован на "Оскар" по 10-и позициям и получил 5 статуэток, в т.ч. за лучший фильм и за оригинальный сценарий.

За год до этого фильма Уайлдер снял свой "шедевр на все времена" под названием "Некоторые любят погорячее" (в нашем прокате "В джазе только девушки"). Говорят, что и в "Квартире" главную женскую роль тоже должна было играть Мерилин Монро. Моё мнение: хорошо, что не сыграла, с ней фильм получился бы другим и воспринимался бы не так. Первые минуты я и к Джеку Леммону не могла привыкнуть, настолько прочно он у нас ассоциируется только с музыкантом, переодетым в женское платье: и двигается так же, и голову так же поворачивает. Признаться, и Ширли МакЛейн всё время мне напоминает нашу Елену Кореневу: внешность ну просто один в один! Набравшись терпения, я всё-таки досмотрела фильм до конца.

История действительно оригинальна: служащий крупной страховой компании однажды по доброте душевной дал ключи от арендуемой им квартиры своему сослуживцу. Причина банальна: сослуживцу нужно было где-то провести пару часов со своей любовницей. В итоге этим стали пользоваться ещё несколько сотрудников, причём регулярно. Доходило до того, что Бакстер, герой Леммона, вынужден был и задерживаться допоздна на работе, и мокнуть под дождём, и даже шататься где-то до утра. За это он, конечно, стал потихоньку подвигаться по карьерной лестнице. И вот однажды о ключе от некой квартиры, гуляющем по офису, прознал высокий начальник. Лично для меня самое интересное началось именно с этого момента. И действие разворачивается именно перед Рождеством и Новым годом. И как раз вот эта вторая часть фильма очень сильна и поучительна, на мой взгляд: как в жизненном, так и в кинематографическом плане.

***** ***** *****


Есть ещё старый фильм с красивым названием "Рождественские каникулы / Christmas Holiday" (1944; в главных ролях Дина Дурбин и Джин Келли), но он не очень добрый: его я могу рекомендовать лишь тем, кого интересует история киноискусства. Эта картина относится к периоду зрелого нуара и не подходит для праздничного и весёлого времяпровождения.

И есть ещё один старый фильм с рождественским, казалось бы, названием.



"Die Feuerzangenbowle / Фойерцангенбоуле" (Германия, 1944; 94 минуты) В русскоязычном прокате иногда имеет некорректное название "Пунш из жженого сахара" или более корректное название "Пунш со жжёным сахаром".

Фойерцангенбоуле или "огненный пунш" - это глювайн, который подают С кусочком сахара, а не готовят ИЗ него: сахар пропитывают ромом, кладут на край бокала или на специальную решётку на сосуде и поджигают. Сам напиток готовят как глювайн (глинтвейн): подогревается вино с пряностями. Говорят, что именно после выхода одноименного романа Хайнриха Шпёрля в 1933 году, а затем и после его экранизации данный напиток снова стал популярен в Германии и не теряет популярность до сих пор. Его можно встретить практически на всех рождественских ярмарках как в крупных городах, так и в небольших населённых пунктах.

В киноэнциклопедиях фильм "Die Feuerzangenbowle" называют "шедевром вне времени". Хайнц Рюман, исполнивший главную роль - знаменитый немецкий актёр и режиссёр, имел великолепный голос и сам исполнял песни в кинофильмах.

В этом фильме нет ничего о Рождестве. Пунш здесь пьётся всего один раз, по поводу встречи старых друзей. "Адский огненный напиток" символизирует, как я поняла, "дьявольские проделки" или нечто в этом роде (т.е. шалости, на которые, как иногда говорят, черти толкают). Картина может быть интересна тем, кто хочет узнать о традициях обучения детей в школах во времена кайзеровской Германии. Фильм действительно интересный, смотрится легко и повествует о старших школьниках, об их жизни и проделках. Можно смотреть в новогодние каникулы вместе со старшими детьми (фильм целомудренный). Мне, например, было занятно посмотреть, и я согласна с тем, что с точки зрения киноискусства эта картина достойна уважения.

***** ***** *****

На заметку: американский фильм "Рождественские каникулы" 1989 года выпуска НЕ является ремейком фильма 1944 года, а французский фильм "Квартира/L'appartement" 1996 года с Моникой Белуччи и Венсаном Касселем НЕ является ремейком американского фильма 1960 года.

Продолжение следует...

сообщество Вокруг света

Previous post Next post
Up