Об ограничениях самолёта "Супер-Хорнет" - в жизни и в фильме "Топ Ган"

Apr 20, 2023 19:09





Мэверик выжимает перегрузку :) Кадр из фильма

Кто видел вышедший в прошлом году хороший фильм "Топ Ган. Мэверик", возможно, обратил внимание на эпизод, когда герои обсуждают профиль полёта при атаке цели на дне глубокого кратера.



При выводе лётчикам придётся выжимать огромную перегрузку, и Рустер в фильме говорит:

- Для F-18 перегрузка ограничена 7,5 «же»!..

Мэверик ему возражает - мол, жить захочешь, и не так раскорячишься:

- Вам придётся выйти за эти пределы: 9 «же», а может, даже 10...

Интересно, что у Дэвида Рокуэлла в научно-популярной книге «Как летать и сражаться на F-14 Томкэт» нашёлся фрагмент, очень близко перекликающийся с этим диалогом по смыслу:

«На F-14 пилоты вполне обыденно превышают рекомендованные 6,5 «же» в тренировочных полётах, без последствий для планера... В боевых же условиях, когда самолёт преследует ракета, большинство лётчиков рискнёт немного погнуть металл, если перегрузка в 9 и даже 10 «же» позволит спасти его шкуру.»

Но это относится к «Томкэту», в котором лётчик управляет самолётом сам, напрямую. На более поздних истребителях 4-го поколения, в том числе и «Хорнетах» с «Супер-Хорнетами», между лётчиком и рулями самолёта появился посредник - электродистанционная система управления (ЭДСУ). То есть такой условный электронный «дядя»: двигая ручку и педали, лётчик только говорит «дяде», чего он хочет от самолёта, а уже "дядя-ЭДСУ" сам решает, какие рули-элероны для этого нужно двинуть, и насколько, исходя из текущего режима полёта. Соответственно, если в ЭДСУ вшиты ограничения на некие параметры полёта - никакой силой или хитростью лётчик эти пределы не преодолеет: связи между ним и рулями просто нет, управление целиком «в руках» у ЭДСУ. Тот же Рокуэлл, написав о превышении ограничений пилотами «Томкэтов», там же говорит о «Хорнетах»:

«...на F/A-18 лётчик может тянуть ручку на себя сколько угодно - его самолёт всё равно не превысит 7 "же", компьютер скажет "нет"...»

Но это всё-таки научно-популярная книжка, да и автор, насколько понимаю, сам не лётчик - ему только рассказывали. Как к более надёжному источнику, обращаюсь к статье лётчика Джона Тугаса, который в журнале «Флайт» в своё время описывал свои впечатления от сравнительного облёта F-16 и F-18:

"...F-16 может сделать тебе больно - у самолёта нет проблем долго держать 9 «же», особенно на малой высоте. «Хорнет» программно ограничен на 7,5 «же», хотя планер способен выдержать и 9. И действительно, некоторым зарубежным покупателям самолёт продали с 9-кратным ограничением - платой за это будет только более быстрый износ планера..."

Запоминаем: у первого «Хорнета» программный лимит был на 7,5-кратной перегрузке, хотя конструкция и рассчитана на 9-кратную. То есть, вопрос превышения 7,5 «же» - чисто программный, зависит от установленной на конкретном самолёте прошивки ЭДСУ; технически нет проблем подтянуть программное ограничение до конструктивного, разрешая лётчику выжимать «девятку» при желании. Но это первый «Хорнет». А как дела у «Супер-Хорнетов», на которых летают герои фильма «Топ Ган» 2022 года?



Обложка руководства НАТОПС для "Супер-Хорнета"

Для ответа на вопрос выше обратимся к руководству по лётной экспуатации - «НАТОПС для самолёта F/A-18E/F», тому самому толстенному буклету, который Мэверик при знакомстве со своим классом в школе «Топ Ган» эффектно так выкинул в мусорную корзину. В разделе «полётные ограничения», на стр. I-4-6, есть интересная диаграмма: пределы допустимой перегрузки для симметричных манёвров (при боковом ходе ручки не более 3/4 дюйма) и различных значений полётного веса. Можно видеть, что до значения 42097 фунтов конструктивный (сплошная линия) и программный (пунктирная) пределы совпадают, и составляют именно те самые 7,5 «же», о которых говорит в фильме Рустер. При более нагруженном самолёте предел ещё ниже; со значения 57405 фунтов и выше программное ограничение фиксируется на 5,5 «же», хотя конструкция уже ограничена меньшими значениями перегрузки. Это особо оговорено в сноске: «с полётным весом свыше 57405 фунтов возможна перегрузка свыше допустимой, если пилот будет полагаться только на программный ограничитель».



Диаграмма допустимых перегрузок, стр. I-4-6

Иными словами, при массе ниже 42 тысяч фунтов допустимая конструктивно и разрешённая программно перегрузки для «Супер-Хорнета» совпадают, и не могут превышать 7,5 «же» при манёврах без крена! Если брать манёвры с креном, при боковом ходе ручки от 3/4 дюйма до полного, эти ограничения ещё жёстче - не выше 6 «же» (диаграмма на следующей странице). То есть Мэвериково требование «выжимайте 9 "же", это ваш единственный шанс» - всё-таки художественное преувеличение в данном случае: ЭДСУ просто не позволила бы лётчикам этого сделать. Справедливости ради отмечу, что выход за конструктивный предел в фильме всё-таки постарались обыграть реалистично: герои в диалогах неоднократно подчеркивают, что после такого «финта ушами» самолёт идёт на списание и восстановлению уже не подлежит.

Источники:

1. Rockwell David. "How to fly and fight on F-14 Tomcat", 1999 г.

2. Tougas John, Lt.Cdr. "F/A-18 versus F-16", Flight magazine, 06/2003 г.

3. NATOPS flight manual Navy model F/A-18E/F, 2008 г .

авианосцы, очерк, Палубники, фильм, "Как летать и сражаться на..."

Previous post Next post
Up