Осколки прошлого: Испытательный аэродром «Северный» авиазавода №166

Mar 29, 2015 18:03

  Омск-Северный - военный аэродром совместного базирования в Омске. Расположен на восточной окраине города, вблизи посёлка Осташково. Находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), эксплуатируется также Роскосмосом и Минпромэнерго России. Принимает воздушные суда: Ил-76, Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

Аэродром Северный.  Фото с http://russianplanes.net/



Современный аэродром «Северный» построен в 1956-1958гг. под новую продукцию завода № 166 - самолет Ту-104. Организация серийного производства на Омском заводе первого  гражданского реактивного самолета Ту-104 начато в январе 1955 года. За период производства с 1955 по 1960 годы выпущено 54 самолета для Аэрофлота, 4 - для авиалиний ЧССР, 3 - по заказу  МО СССР. Их выпуск прекратился в 1960.

ТУ-104. Фото с http://www.avsimrus.com/digest/topic/91219-tu-104-public-version/top/100/



После перехода завода №166  на продукцию космического формата, аэродром «Северный» изменил статус с испытательного на военный. С 1960 г. на нем базировался 64 иап ПВО ВС России, расформированный в 1998 году (самолеты Ту-128, МиГ-31). Также базировалась 105-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья авиации РВСН (самолёты Ан-26, вертолёты Ми-8), отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья 242 учебного центра ВДВ ВС России, летно-испытательная станция ПО «Полёт».

Аэродром «Северный», 1976 г. Фото с http://aviaforum.ru/threads/tu-128.14155/page-1131



ТУ-128 тяжелый барражирующий перехватчик.Фото с: http://aviaforum.ru/threads/tu-128-fotoalbom.23025/



История боевого применения
Единственной боевой операцией Ту-128, преданной огласке, было уничтожение разведывательных зондов НАТО. В музее 64-го ИАП (2-я эскадрилья, Омск) есть упоминания о том, что в 1975 году лётчики этого полка на истребителях Ту-128 сбили над Казахстаном американский АДА (автоматический дрейфующий аэростат).

Аэродром «Северный», 1980-е.
Фото с http://photo.qip.ru/users/antipin33/115901424/143046184/#mainImageLink



Миг 31. Фото с: http://topwar.ru/38182-pravdivyy-sluchay.html



Ранее в 2002 году планировалось, что аэродром будет реконструирован под программу выпуска самолётов Ан-70 и приём Ан-124 «Руслан», которые будут поставляться с Украины и окончательно собираться в Омске на базе ПО «Полёт». Ввиду этого планировалось, что аэродром почти сразу получит статус международного, будет построен таможенный терминал со складом крупногабаритных грузов; будет обновлено радиолокационное и электронное оборудования для безопасного взлёта и посадки «Русланов»; полностью будут реконструированы и построены новые рулёжные дорожки; будет построен один из крупнейших за Уралом крытый аэродромный цех для предполётного обслуживания, доводки Ан-70 и аналогичных самолётов. Планировалось, что размеры цеха (100 х 80 м) превысят размеры самого крупного сборочного цеха № 66 на «Полете», а строительство нового аэродромного комплекса позволит создать около 500 рабочих мест. Финансирование проектов реконструкции аэродрома и освоения в производство Ан-70 на «Полёте» стоимостью 200 миллионов долларов должно было быть федеральным, однако отсутствовало. Впоследствии Россия отказалась от реализации этого проекта.
     С 1996 по 2007 годы аэродром использовался также как аэропорт: был допущен к приёму чартерных рейсов гражданской авиации.
Previous post Next post
Up