О физике

Mar 05, 2011 15:30



Знаки припенания?
Я вас не знаю,
идите *&@#$.

Примерно это
сказал Достоевский
в ответ на критику его 
авторского синтаксиса

Да, товарищи, фотографий стало значительно меньше и модели совершенно ушли, но тем не менее этот многобуквенный полилитерный текст я немогу не опубликовать.

Сегодня речь пойдет о физике, той самой, бородатой, школьной, с которой у кого-то проблемы, а у кого-то их нет; кто-то любит, а кто-то напротив, люто ненавидит... В общем я не скажу что я, там, сам за, или против, нет. Об изучении замолвлю слово. Сразу скажу, что особой симпатии я к ней не питаю, равно как и к методикам преподавания. Собственно меня как ученика не все устраивает...

Ну, во-первых, особо разочаровывает тот факт, что нас не учили физике: тут прочитать теорию (чтение), тут выучить и пересказать материал (чтение же),  а вот тут нарисовать формулу (чистописание), а здесь подставить циферки в выученную формулу, красиво расчертить, посчитать и записать ответ (математика). Ну и? Ладно, допустим вы скажете, что физика есть комплекс наук. Соглашусь. Но это не салфетка, сплетенная из отдельных тростинок. Это скорее похоже на старый добрый веник, который завязан с одного конца в узел, крепко связаный античными мыслителями и философами и затянутый практикой, -- это физика, тело его состоит из крепких стеблей, это ее основные разделы, и то, чем собственно метут -- каждая соломинка является наукой, каждая -- жизни часть. А тут получается детишек заставляют изучать буквы и цыфры вместо науки.

Ладно, впрочем, я говорю тут о тех, кому это нравится, по крайней мере, или хотя бы о тех, кому это небезразлично. Хорошо, теперь быстро представляем себе заправского троечника, да, с обветренным лицои м -- по заказу -- рогаткой в кармане форменных брюк. Разве ему не станет скучно при изучении этой пурги?.. А теперь представьте, вспомните, или еще что-нибудь, о чем я вряд ли представление имею, что даже самый непрободной олигофрен с интересом наблюдает за опытами. Помнишь ты, читатель, "человек может смотреть на три вещи бесконечно долго"? Ага, в этом отношении опыты представляют себе complex. Лично я, уважаемые, очень любил наблюдать за горением всякой органики, пусть даже это далеко не физика и абсолютно дебоширство. Красиво горит яблочный огрызок, "это очень интересно", и да, не пропустите попробовать жареные на ложке яблочные косточки, "это очень хорошо" (с). А еще я все мечтаю поджечь шоколад Наверняка идея котлов высокого давления пришла изобретателю именно в ходе такой забавы...

Впрочем, о чем это я? Да о том, что опытов проводилос и проводитсо черезвычайно ма-ло. Впрочем я не знаю, как дела обстоят сейчас, возможно, положение несколько улучшилось...

Но тогда появляется аспектъ, затронутый в самом начале -- предмет физики. Как-то так получилось, что осознание основных физических понятий ко мне пришло уже лишь в конце девятого класса. Представляете? Да и то, еще не все освоено до конца. Как мудро сказано не раз, ты не скажешь на экзамене, собеседовании или с рабочего места, что на этой тебе болел, на той дурел, а на сей мне было не до школы. Особенно это "приятно" осознавать перед чем-нибудь важным, ну, или на фоне общего декаданса...

"Недоучили!" -- звучит громогласный плач преподавателей. Некоторые восклицают "не учат!" -- как правило те, у кого положение чуть покрасочней. Нет, стране нужен хороший, крепкий, стабильный троечник, ибо и такие нонче в редкость! Стабильный троечник составляет основу всего цикла жизни, он -- основание пищево-финансовой пирамиды Российского образования, замечу. Он даже может и в ВУЗ пойти!

Ох, о чем это я... Время почитать [ ] величественные советы по методике! Тут можно выделить три основных момента: О черт, куда внезапно пропал курсор? (?!!)
Перво-наперво, надо с самого начала учить детей тому факту, что практически все в физике можно гнуть, мять, поджигать и испарять: [курсор вернулся] формулы, законы и правила имеют несколько формулировок, понятия универсальны, оформление тоже,  [ ], может быть если не произвольным, то точно уж довольно разнообразно варьироваться. Из одних формул вытекают другие, одни законы смешиваются с другими, как ингредиенты торта -- все по отдельности невкусно, а вместе -- чудо. Этому надо учить, к этому надо привыкнуть.

Второе, учите, ради всего святого, тому, что нужно, а не тому, чему учили вас. Программа упрощается, и сейчас уже не нужно помнить G, R, k, h, чему равен корень из двух и трех, и чему равен косинус и синус углов в 30 и 60 градусов! Не надо забивать голову лишними цифрами, когда трудно базисные понятия запомнить...

Третье, фонтанное, -- не запрещайте-таки шпаргалки! Польза огромна -- пока ученик пишет, он думает и запоминает, а потом его школьный мозг распределяет в подсознании фоторяд и фрагменты таким образом, что вспомнить это ему уже проще, чем тому, кто учил формулу из текста. Еще не стоит учить слишком много производных формул, достаточно пару раз вывести их в задачах при решении, доказано практикой. Тем более что многие формулы можно просто высосать из пальца, понимая суть процесса. Итого имеем принцип "Списал -- значит узнал!".

И четвертный момент, организационный. Да славятся те учителя и преподаватели, которые не скупятся на бумагу, порох и файлы. Нет ничего приятнее для ученика, чем увидеть раздаточный материал или краткий сборник формул и законов. Еще есть проблема -- некторые не хотят носить калькуляторы. И? Лютый ступоръ и змий, поедающий свой хвост, да. Я бы в такой ситуации купил штук тридцать калькуляторов и раздавал ученикам. В крайнем случае, собрал бы с каждого неносильщика деньги на оный, выписал администрации чек или еще что-нибудь...

Используя мою коронную фразу "Таким образом, можно сделать вывод о том, что...", хочу подытожить: пускай латынь и вышла из моды давненько, но все равно, то, как проводится обучение в стандартных школах, заслуживает хорошей истерики с подкатыванием глаз.

Вот и сказочке конец, а кто прочитал много букв - соответственно, молодец. И да, меня не поймаете вы на слове -- в профильных школах все отлично и платному образованию мое славословие

Глаголе, 私の

Previous post Next post
Up