Откуда началась русская земля. Рюрик и Олег.

Jan 14, 2018 16:30

....
«Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи… Чтобы знать настоящее должно иметь сведения и о прошедшем…»
(Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826)

"У России нет границ"...

(Владимир Владимирович Путин)

Уже в самом начале Новой эры славяне селились по рекам Дунай, Волга, Дон., Кама.
Ими были построены  Новгород, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Любеч, Изборск, Белоозерск. Ростов, Муром и другие города.
В шестом веке братья Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь заложили город Киев, который впоследствии стал столицей объединенной Древней Руси.
Первыми Великими князьями в 862 году стали братья Рюрик, Синеус и Трувер.
Синеус (князь Белоозерский) и Трувор (князь Изборский) скончались в 864 году.
Рюрик (князь Новгородский) тут же присоединил к себе оба их княжества, а спустя два года (в 866) при помощи воевод Аскольда и Дира добавил к своим владениям и Киев.
Умирая, он передал в 879 году правление Русью и опеку над своим малолетним сыном Игорем своему родственнику Олегу.

ОЛЕГ
был вторым правителем древней Руси.



Именно он в 882 году сказал "Да будет Киев матерью городов русских". А когда ставленники Рюрика Аскольд и Дир воспротивились его словам, Олег, не долго думая, убил их. Затем он взял города Смоленск и Любич, женил сына Рюрика на Ольге, варяжке из Пскова  и, окончательно убедившись в своем могуществе, взял еще и Константинополь.
Правил он долгих 33 года, передав власть Игорю.

Согласно преданиям и древним летописям, князь Олег был довольно воинственным и предприимчивым правителем. Как только власть оказалась у него в руках он решается на большую авантюру - овладеть полностью всем течением Днепра, получив в своё распоряжение водный путь в Грецию. Для осуществления этого нужно было покорить все племена славян, проживающие по Днепру и одной княжеской дружины для этого было явно мало. Князь Олег набирает дополнительную дружину из финских племён, а также из кривичей, ильменских славян и пр. и выдвигается с огромным войском на юг.

В первую очередь князю достаётся Смоленск - город неподвластных ещё ему кривичей, после чего Олег захватывает город северян Любеч, оставляя в нём часть дружины, которой командовали опытные надёжные воеводы и отправляется дальше. Подойдя к Киеву, Олег осознал, что покорить его силой не представляется возможным, поэтому он придумал хитрость для правящих в городе Аскольда и Дира, выманив их из-за городских стен и убив их.

После взятия города Киев был объявлен «матерью всех русских городов». Для утверждения собственной власти на покорённой земле князь начинает возведение новых городов, подобно тому, как это делал Рюрик на севере, раздавая их своим дружинникам и устанавливая дань.

В последующие годы своего правления Олегу удалось покорить все жившие по берегам Днепра славянские племена, а «также много иных племён по округе».

Однако, даже этого было мало князю Олегу и он задумывает большой военный поход на Византию, утверждаясь в своём намерении тем, что сил у него намного больше, чем у Аскольда с Диром, которые ранее также ходили на Константинополь.

Уже в 906 году руссы снова оказались у стен Царьграда. Снова запылали окрестности и многие из церквей и дворцов погибли в этом пламени.

При этом, византийцы вовремя успели загородить цепью в гавань огромной цепью и запереться в городе. Русский князь начал планировать наступление даже после того как византийцы предложили откупиться большой данью. Наступление было успешным и византийцы согласились на те условия, которые им продиктовал Олег, прибив свой щит на ворота Царьграда.

Скончался великий русский князь в 912 году, согласно приданию от укуса змеи, которая выползла и ужалила князя из под костей его боевого коня.

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
А.С. Пушкин

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся - однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? - промолвил Олег, -
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят - на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.

Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений.

Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения - неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.

В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.

Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.

Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее - удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.

«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах - одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.

Владимир Высоцкий

Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота,

Как вдруг подбегает к нему человек

И ну шепелявить чего-то.

«Эх, князь, - говорит ни с того ни с сего, -

Ведь примешь ты смерть от коня своего!»

Ну только собрался идти он на вы -

Отмщать неразумным хазарам,

Как вдруг прибежали седые волхвы,

К тому же разя перегаром.

И говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего.

«Да кто ж вы такие, откуда взялись?! -

Дружина взялась за нагайки. -

Напился, старик, так иди похмелись,

И неча рассказывать байки

И говорить ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!»

Ну, в общем, они не сносили голов -

Шутить не могите с князьями!

И долго дружина топтала волхвов

Своими гнедыми конями:

Ишь, говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что никто и не пикнул.

Он только однажды волхвов помянул,

И то саркастически хмыкнул:

Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

«А вот он, мой конь, - на века опочил,

Один только череп остался!..»

Олег преспокойно стопу возложил -

И тут же на месте скончался:

Злая гадюка кусила его -

И принял он смерть от коня своего.

…Каждый волхвов покарать норовит,

А нет бы - послушаться, правда?

Олег бы послушал - ещё один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

Волхвы-то сказали с того и с сего,

Что примет он смерть от коня своего!
А первым - с 862 по  879 год Великим князем был  РЮРИК


Напомню текст предыдущего поста о династии Рюрика.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РЮРИКЕ?
В некоторых   летописях встречается легенда, будто Рюрик и его братья   являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя из племени русов, от которого якобы и возникло название государства Русь.
Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с IV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени "руриков" или "рауриков". Известны князья VIII-IX вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском п-ове. Имя Синеус образовано от кельтского слова "sinu" - "старший". Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему "третий по рождению".
Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях - результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (синеус) и верной дружиной (трувор).
Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно - не раньше кон. XI- нач. XII вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций происхождения русской государственности (т.н. Норманнская теория).
Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Вот Википедия
«Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика:

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик…»

Если коротко - Рюрик и его братья унаследовали власть от выборного главы Новгорода своего деда Гостомысла. И с тех пор власть перестала быть выборной.

Tags: Рюрик

Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота,

Как вдруг подбегает к нему человек

И ну шепелявить чего-то.

«Эх, князь, - говорит ни с того ни с сего, -

Ведь примешь ты смерть от коня своего!»

Ну только собрался идти он на вы -

Отмщать неразумным хазарам,

Как вдруг прибежали седые волхвы,

К тому же разя перегаром.

И говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего.

«Да кто ж вы такие, откуда взялись?! -

Дружина взялась за нагайки. -

Напился, старик, так иди похмелись,

И неча рассказывать байки

И говорить ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!»

Ну, в общем, они не сносили голов -

Шутить не могите с князьями!

И долго дружина топтала волхвов

Своими гнедыми конями:

Ишь, говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что никто и не пикнул.

Он только однажды волхвов помянул,

И то саркастически хмыкнул:

Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

«А вот он, мой конь, - на века опочил,

Один только череп остался!..»

Олег преспокойно стопу возложил -

И тут же на месте скончался:

Злая гадюка кусила его -

И принял он смерть от коня своего.

…Каждый волхвов покарать норовит,

А нет бы - послушаться, правда?

Олег бы послушал - ещё один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

Волхвы-то сказали с того и с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

Высоцкий, Олег, Пушкин, Рюрик

Previous post Next post
Up