В рамках малого приграничного движения россияне потратили около 230 млн руб. на покупки в Польше

Jan 08, 2013 20:54

В рамках малого приграничного движения россияне потратили около 230 млн руб. на покупки в Польше http://rugrad.eu/news/566414/



Какая неожиданность!!!! Кто бы мог подумать. Вообще-то об этом говорили все прошедшие два года, а если кто разговоров и не слышал, то ещё и писали!!!! И это лишь те данные, которые имеются на руках у польских таможенников на основе сводных данных системы TAX FREE. Думаю, что реальная цифра раз в десять поболее, так как данные о том, сколько жрачки калининградцы вывозят в автомобилях у польских, да и у наших таможенников нет.

Собственно наши польские коллеги именно на этот эффект и рассчитывали (как-то писал об этом вот здесь http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=4583). Польские власти на протяжении последних нескольких лет провели активную работу по «оживлению» восточных и северо-восточных депрессивных районов, фактически нацелив их хозяйственную систему на внешний рынок. Анализ инвестиционного развития восточных воеводств показывает, что больших преимуществ в открывающемся малом приграничном передвижении может получить Польша, которая подошла к частичному открытию собственных восточных границ более подготовленной, чем, в частности, Калининградская область.

Со второй половины 2000-х гг. в восточных депрессивных районах Республики Польша проводится планомерная работа по реализации оперативной программы «Развитие Восточной Польши» (стоимость программы - 2,2 млрд. евро) основной целью которой является ускорение темпов социально - экономического развития Восточной Польши в соответствии с принципом устойчивого и планомерного развития путём активного инвестирования в основные традиционные хозяйственны мощности. Эта цель официально достигается путем реализации конкретных задач:
- стимулирования развития конкурентоспособной экономики,
- расширение доступа к широкополосному Интернету в Восточной Польше,
- развитие столичных функций таких городов, как Ольштын, Гданьск (Трёхградье), а также административных центров повятов,
- повышение доступности и качества транспортного сообщения в воеводствах Восточной Польши,
- повышение роли устойчивого туризма в экономическом развитии макро-региона.
В данную программу полностью подпадает и Варминьсско-Мазурское воеводство, для которого правительством Республики Польша разработана специальная региональная оперативная программа «Вармия и Мазуры» на 2007-2013 гг. (РОП ВИМ) стоимостью 447 млн. евро.

Приграничное с Калининградской областью Варминско-Мазурское воеводство Польши - это регион с самым высоким уровнем безработицы в Польше. По данным доцента кафедры социологии Варминско-Мазурского университета в Ольштыне Я. Понедзялека, уровень безработицы в Варминско-Мазурском воеводстве в июле 2011 года составил 18,%, а в Бартошице или Бранёво (расположенных непосредственно у границы с Калининградской областью) уровень безработицы достигает 30%. По его словам, «в сельской же местности мы наблюдаем настоящий крах цивилизации» . Поэтому, основной целью Программы является повышение конкурентоспособности предприятий, товаров и услуг, производимых в воеводстве, повышение конкурентоспособности региона, как места для работы и проживания, и совершенствование Интернет-сетевых подключений в Варминско-Мазурском воеводстве. По мнению польских властей, эта цель может быть достигнута за счет согласованной и последовательной реализации государством следующих конкретных целей в различных сферах экономики.

Немаловажными факторами, повлиявшими на инвестиционную привлекательность восточных польских областей, являются последние, крайне негативные, тенденции в европейской кредитно-финансовой системе. На фоне разразившегося с 2008 г. финансово-экономического кризиса в Европе, а с 2011 года - бюджетного кризиса, экономика Республики Польша является наиболее привлекательной для инвестиций со стороны других стран-членов ЕС, что автоматически делает их фактически основными игроками в системе малого приграничного движения - крупные европейские компании начали активное инвестирование в систему реализации готовой польской продукции. 
Стоит отметить, что в то время как средний рост внутреннего валового продукта (ВВП) по Европейскому союзу составляет 0,5%, в Польше он прогнозируется в 3,5%. Для сравнения в Германии, самой сильной экономике Европы его оценивают в 2,5%. Польша обладает высокотехнологичным производством, а также большим потенциалом в агропромышленном секторе. Однако в настоящее время нет возможности для реализации производимой продукции, что вынуждает Польшу развернуть свою деятельность в сторону России. Тем самым, малое приграничное передвижение в значительной степени «выручает» польских производителей и открывает большие перспективы и выгоды для экономического партнёрства не только в формате Польша - Калининград, но и в формате ЕС - Калининград. Таким образом, главная особенность нового формата экономических взаимоотношения между Калининградской областью и государствами ЕС заключается не в прямом контакте, а опосредованном, через представительства западных экономик в Польше (магазины, предприятия и пр.)
Инвесторы из ЕС в последние годы начали активное продвижение в восточные районы Польши, которые являются наиболее депрессивными, но расположены рядом с потенциальным потребителем (Калининградская область РФ, Белоруссия, Украина), который в краткосрочной перспективе может покрыть предложение польских компаний спросом на дешёвую продукцию. Наибольшие вложения делают представители финансовых и промышленных кругов Франции (лидер по инвестициям в Варминско-Мазурском воеводстве - порядка 60% от всех других), Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции, Португалии, Голландии.

Более того, на сопредельной Калининградской области территории Варминьско-Мазурского воеводства располагается Варминьско-Мазурская особая экономическая зона (В-МОЭЗ), задачей которой является стимулирование развития северных и северо-восточных регионов Польши путём создания максимально комфортных условий для внешних инветсоров. 
Активную инвестиционную экспансию в Варминьско-Мазурском и Поморском воеводствах осуществляют крупные торговые ритейл-концерны, финансовые центры которых сосредоточены во Франции, Германии, Великобритании и Португалии. Местные торговые сети в 2000-е гг. были фактически полностью подмяты под европейских гигантов из указанных стран. В данный момент розничный рынок на территории воеводств характеризуемся динамичным ростом крупноформатных магазинов, а также магазинов-дискаунтеров разных площадей, специализирующихся на реализации продукции местных производителей. Необходимо отметить, что в Варминьско-Мазурском воеводстве по данным Главного статистического управления GUS находится порядка 1070 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, большая часть которых находится в собственности фермеров. Учитывая планомерную политику Евросоюза на дотационную подпитку фермерских хозяйств, в частности, в Польше , агропромышленный сектор через европейские компании-ритейлеры может рассчитывать на более активную реализацию собственной продукции. Более того, цены на ряд видов продукции, в частности, мясо птицы, в Польше на 40% ниже, чем в среднем по ЕС , что делает закупочные цены для крупных компаний-ритейлеров у польских сельхозпроизводителей на порядок ниже, чем в Европе.
Вот примеры некоторых инвестиционных проектов государств-членов ЕС:

Франция
Самым крупным инвестиционным партнёром, в частности, в Варминьско-Мазурском воеводстве, является Франция,  представленная в этом секторе несколькими торговыми концернами. Наиболее крупные инвестиции в последние годы осуществляет группа компаний «Мушкетёры» («Les Mousquetaires») посредством сети продуктово-промышленных магазинов и супермаркетов «Intermarche» и «Bricomarche», причём из всех европейских государств Польша является приоритетным партнёром - на данный момент в Польше сосредоточено наибольшее количество всех магазинов этой группы, чем в других европейских странах  - 228. С осени 2010 г. компания стала активно увеличивать собственные площади. 
В зоне малого приграничного движения супермаркеты и магазины «Intermarche» находятся в городах Гижицко, Мальборк, Гданьск (2 магазина), Пуцк; магазины «Bricomarche» - в Гижицко, Мальборке и Пуцке. Всего 8 единиц. В преддверии открытия малого приграничного передвижения с Калининградской областью, летом 2011 г. представители компании заявили о планах строительства супермаркета в г. Бранёво (8 км от российской границы), что является существенным фактором для привлечения российских покупателей из Калининградской области.
Второй по количеству французских инвестиций в Польше является группа «Mouvement E.Leclerc», оборот которой на рынке Польши в 2010 году составил 820 млн. долл. (2,517 млрд. злотых), что на 10% больше, чем в 2009 году . На сегодняшний день сеть объединяет в Польше 40 магазинов форматов «гипермаркет» и «супермаркет» общей торговой площадью ок. 121 500 кв.м. С 2010 года «Mouvement E.Leclerc» начал активную экспансию на восточном направлении Польши и в странах Балтии, поглотив, в частности, в Польше 20 супермаркетов торговой сети «Billa», которая входила в немецкой торговую группу «Rewe Group». В 2011 году E.Leclerc инвестировал только в экспансию порядка 650 млн. долл.  
В зоне малого приграничного движения крупные комплексы «E.Leclerc» (супермаркет + АЗС)  находятся в городах Эльблонг, Мальборк и Гданьск. Всего 3 супермаркета.



E.Leclerc в Эльблонге

Серьёзные инвестиционные проекты в Польше, и особенно на северо-востоке, осуществляет французская корпорация «Groupe Auchan SA», один из крупнейших в мире ритейлеров, представленный во многих странах мира. Основными направлениями деятельности корпорации являются - розничная торговля и торговля электротехникой (всего 46 гипермаркетов), управление недвижимостью, банковские услуги. «Groupe Auchan SA» с 2011 г. инвестирует в Польше полмиллиарда злотых (119 млн. евро). Сеть, представленная также и в РФ, с 2010 г. начала экспорт ряда российских товаров из России в Польшу и другие страны Европы. В зоне малого приграничного движения крупнейший торговый комплекс «Auchan» (гипермаркет 13 тыс. кв. м + офисный центр + АЗС + АГЗС) находится в Гданьске.



Auchan в Гданьске

Крупные инвестиции осуществляет и другая французская компания розничной торговли «Carrefour SA», оператор одноимённой розничной сети, второй по величине в мире после американской сети «Wal-Mart». Предельно активная торгово-маркетинговая стратегия деятельности сети на польском рынке (в 2011 г. открыто порядка 200 новых франчайзинговых магазинов) позволила достичь оборота на сумму более 700 млн. долл. В силу похожей стратегии развития бизнеса, компания является конкурентом группы E.Leclerc. 
В зоне малого приграничного движения гипермаркеты и супермаркеты «Carrefour» находятся в Гижицко, Вилькасах, Ольштыне, Лидзбарк-Варминьском, Эльблонге (супермаркет и магазин франшиз), Гданьске (2 супермаркета). Всего 8 торговых единиц.



Carrefour в Эльблонге

ФРГ
Вторым крупным инвестиционным партнёром приграничных воеводств является бизнес Германии, в частности, немецкая компания «Schwarz Group» - ритейлеровая группа мирового уровня, владеющая крупными сетями «Lidl Stiftung & Co. KG» и «Kaufland» (6 тыс. магазинов в 19 странах мира).
Внедрение сети на рынок осуществляется по её классической схеме - активная скупка и/или долгосрочная аренда земельных участков под все новые и новые филиалы. В зоне малого приграничного движения супермаркеты и магазины-дискаунтеры «Lidl» находятся практически во всех повятах обоих воеводств - 25 магазинов, в том числе, в Гданьске - 4, Гдыне - 4, Ольштыне - 3.



Lidl в Бранево

Сеть гипермаркетов «Kaufland», входящая сегодня в число 10 крупнейших торговых предприятий Европы и доминирующая в секторе гипермаркетов, имеет магазины, которые считаются крупноформатными торговыми объектами, поскольку имеют площадь от 2500 до 12 000 кв.м. Концепция продаж «Kaufland» базируется на принципах гипермаркета-дискаунтера, то есть на низких ценах и большого количества товара, большинство которого производится на местном рынке. В зоне малого приграничного движения гипермаркеты «Kaufland» находятся в Гдыне (2 магазина), в Мальборке, Эльблонге, Гижицко, Олецко.
Согласно оценочным данным в последние годы торговые сети «Lidl» и «Kaufland» зафиксировали на польском рынке рост продаж на уровне около 10% каждая - до 1 млрд. долл. («Lidl») и 622 млн. долл. («Kaufland»).
Значительное присутствие в Варминьско-Мазурском и Поморском воеводствах осуществляет немецкая компания, управляющей третьей по величине торговой сетью в Европе и пятой в мире - «Metro AG». В районах малого приграничного передвижения компания представлена электротехническим холдингом «Media-Saturn-Holding GmbH», который располагает сетями гипермаркетов-дискаунтеров по продаже электроники и бытовой техники «Media Markt» (2 магазина в Гданьске и 1 в Ольштыне) и «Saturn» (Гданьск), а также продуктовой сетью «Real,-» (магазин в Ольштыне, Гдыне и два в Гданьске).
Необходимо отметить, что именно немецкая сторона первая активно подержала подписание Соглашения об МПД между Польшей и РФ.



Магазин Real,- в Ольштыне

Великобритания
Существенные инвестиции в приграничные районы начала вкладывать крупнейшая розничная сеть в Великобритании и четвёртая в мире «Tesco plc». Главным преимуществом «Tesco» перед остальными сетями является то, что её супермаркеты открыты круглосуточно. В зоне малого приграничного движения гипермаркеты «Tesco» находятся в Гдыне, Гданьске, Пруще Гданьском, Новом Дворе Гданьском, Мальборке, Ольштыне и в Олецко. Более того, компания «Tesco» собирается построить два продуктово-промышленных магазина в приграничном г. Бранево. Начальник управления инвестиций администрации Бранево Мирослава Ногал в июне 2011 г. заявила в интервью калининградским корреспондентам: «К нам пришли достаточно известные инвесторы и попросили землю для строительства … торговых центров. Мы, конечно, удивились - как такие крупные проекты смогут окупиться в нашем маленьком городке. Но инвесторы объяснили, что магазины в основном будут ориентированы на жителей Калининградской области, которые после визовых упрощений будут охотно приезжать за продуктами на машинах - ехать-то недалеко, зато продукты в разы дешевле». 
Стоит отметить, что на сегодняшний день «Tesco» является вторым по величине ритейлером Польши с оборотом 11,5 млрд. злотых (2,7 млрд. евро; данные 2010 г.) и 370 магазинами в составе.  Компания потратила на развитие в 2011 году около 1 млрд. злотых (238 млн. евро).



Tesco в Гданьске

Португалия
С 2011 г. крупные инвестиционные вложения наряду с активной экспансией осуществляет португальский торговый концерн «Jeronimo Martins», управляющий в Польше самой перспективной сетью магазинов-дискаунтеров «Biedronka», которая была куплена португальцами в 1998 г. В период 2011 - 2013 гг. компания инвестирует в развитие сети «Biedronka» около 1,27 млрд. евро. В 2011 году ритейлер достиг колоссальных темпов ввода в строй новых магазинов - в среднем в Польше открывается по 1 магазину в три дня. Так, за первое полугодие 2011 г. было открыто 63 новых магазина сети Biedronka. До конца 2011 года компания планировала открыть еще около 130-140 торговых точек . По планам менеджмента сети «Biedronka», до конца 2013 года компания должна насчитывать в Польше около 2300 торговых точек (сегодня их число составляет порядка 1850 магазинов), а до конца 2015 года - 3000 магазинов. На сегодня оборот компании составляет более 5 млрд. евро в год.
Основой экспансии данного ритейлера является органический рост (возведение новых площадей) при одновременных сделках по поглощениям других более мелких сетей в небольших городах - центрах гмин. Отличительной чертой данной сети, которая вывела её в лидеры в данном сегменте ритейла  и сделала наиболее популярной среди граждан Польши и приграничных государств, является торговля по предельно сниженным ценам, иногда граничащим с демпингом. Многие производители производят продукты специально для сети «Biedronka». Существенная часть польской агропромышленной продукции реализуется именно через эту сеть, что, в частности, для аграрного Варминско-Мазурского воеводства во многом решает задачу сбыта предложенной продукции фермерских хозяйств. В основном именно эти магазины рассчитаны на сбыт мясо-молочной продукции варминьских производителей для российских участников малого приграничного движения по ценам в 2 - 2,5 раза дешевле, чем в Калининградской области.



Известный и популярный у многих калининградцев магазин Biedronka в Бранево

В зоне малого приграничного передвижения магазины-дискаунтеры «Biedronka» располагаются почти во всех городах-центрах гмин (по 1 магазину), абсолютно во всех центрах повятов (от 2 до 8 магазинов), во всех столицах воеводств и других крупных городах (в Ольштыне - 12 магазинов, в  Эльблонге - 8, в Мальборке - 5, в Гданьске - 31, в Гдыне - 14). Всего в приграничной зоне по состоянию на середину февраля 2012 г. насчитывалось 116 магазинов-дискаунтеров. Тем не менее, в 2012 - 2013 гг. рост площадей этой сети продолжил своё увеличение, что во многом может решить проблему реализации польскими фермерами своей продукции.
Таким образом, в районах, которые охвачены новым форматом приграничного сотрудничества, на данный момент сосредоточено значительное количество торговых площадей, а также начата работа по вводу новых в непосредственной близости от российско-польской границы. Данное обстоятельство свидетельствует о заинтересованности как представителей польского агропромышленного сектора в реализации собственной продукции по ценам значительно ниже российских, так и о желании крупных европейских инвесторов увеличить обороты своих торговых сетей за счёт появления нового типа покупателей, осуществляющего значительно более крупные покупки, чем польские граждане. Только в приграничных районах располагается порядка 190 крупных гипермаркетов и магазинов-дискаунтеров, реализующих в первую очередь продуктовую секцию, затем одежду, бытовые товары и электронику.
Инвестиции, помомио всего, потекли и в лесообрабатывающую промышленность и осуществляются такими компаниями, как шведско-финская корпорация «Stora Enso Oyj», старейшая в мире частная компания (известна с 1288 г.), специализирующаяся на производстве различных сортов бумаги, целлюлозы, картонной упаковки, упаковки из ламинированного картона и др. продуктов деревообработки.  
Крупные инвестиции осуществляет польская компания «Szynaka Meble Sp. z o.o.», занимающаяся производством мебели (повседневной, молодежной, спальной, кухонной, столовой, торговой и офисной). В настоящий момент в ее состав входят 6 заводов-изготовителей в Любаве, Илаве, Новом Мясте Любавском и Вольштыне, а также современный логистический центр в Илаве. В зоне малого приграничного передвижения находится порядка 24 центров реализации продуктов компании.
Крупные инвестиции осуществляет и голландская компания «IKEA International Group» (в маркетинговых целях поддерживает имидж шведской компании), реализующая продукцию из сырья польских лесопромышленников. Крупный мебельный центр «IKEA» находится в Гданьске.  В регионе находится сеть её дочерних компаний (наиболее крупная - «Swedwood»).



IKEA в Гданьске

Необходимо отметить, что лесная промышленность в Варминско-Мазурском воеводстве имеет полный законченный цикл производства, т.е. добыча сырья («Swedwood», а также местные фирмы), его переработка («Stora Enso» или «Szynaka Meble Sp. z o.o.») и реализация готовой продукции («IKEA», «Szynaka Meble Sp. z o.o.», а также посредством широкой сети более мелких частных фирм на уровне повятов и гмин воеводства).
В последние годы значительные инвестиции в Варминьско-Мазурское воеводство сделал крупнейший в мире производитель шин, французская компания «Michelin». В Ольштыне расположен завод и штаб-квартира польского отделения компании. Группа «Michelin», за счет инвестиций в Ольштыне (покупка 52,1% акций ольштынской фабрики) стала стратегическим партнером и инвестором В-МОЭЗ. Появление новых инвестиций, финансовые вложения в современные машины и оборудование, внедрение новых технологий и продуктов влияет на интенсивное развитие завода. В Ольштыне также началось производство цельностальных автошин, автопокрышек для легковых и грузовых автомобилей под маркой Michelin.
Думаю, из всего сказанного (а это лишь часть, т.к. не охвачена сфера туризма и пр.) выводы напрашиваются сами....
Previous post Next post
Up