Экономический ликбез - ценовой контроль, часть 1

May 20, 2013 15:03

Сегодня у меня есть настроение поговорить об экономической теории и о тех мифах, которые бытуют в головах обывателя, в частности - о мифе контроля над ценами. В самом деле, раз за разом, как только люди видят что цены на те или иные товары или услуги растут, первым делом они начинают требовать одного и того же: «А пусть правительство запретит им поднимать цены! А давайте установим справедливую цену и запретим продавать по любой другой!». (Забавно, что никому не приходит в голову, что кто-то другой может захотеть в приказном порядке снизить, скажем, их собственную зарплату.) При  этом, разумеется, никто никогда не проводит даже приблизительного анализа «Что если?». Но давайте посмотрим: к чему же реально приводит государственное регулирование цен?

Конечно, как всякие ответственные учёные, мы должны начать с разработки модели процессов ценообразования и продажи товаров на рынках. К счастью, в экономике такая модель давно уже есть и графически она выражается в паре кривых: спроса и предложения. Начнём по порядку.

Кривые спроса и предложения строятся в системе координат «Цена-Объём продаж». Цена (ось «P»-«price») очевидным образом выступает в роли независимой переменной, объём же (ось «Q»-«quantity») - зависит от неё. В самом деле, на основе цены товара покупатель принимает решение покупать ли его и если да, то сколько товара он может себе позволить, а производитель в свою очередь используется знание о ценах для принятия решений о том, сколько и какого товара ему будет выгодно производить. Итак, система координат нашей модели выглядит следующим образом:


Теперь рассмотрим кривую спроса. Кривая спроса, обозначающаяся буквой «D»-«demand» показывает какое количество данного товара покупатели на рынке готовы купить при каждой возможной его цене. Очевидно, что для нормальных товаров она будет иметь отрицательный наклон (для математически мыслящих: dD/dP<0), так как чем дороже стоит товар, тем меньшее число людей будут иметь возможность (да и желание) его приобрести. Графически кривая спроса выглядит вот так:


Вторая важная кривая нашей модели - кривая предложения, обозначающаяся буквой «S»-«supply». В противоположность кривой спроса, она направлена вверх, что отражает простой факт: чем более высокую цену готов предложить рынок за товар, тем более выгодным будет его производство. А это значит, что действующие производители будут стараться расширить свои производственные мощности, а новые игроки начнут входить на этот рынок, переориентируя свои имеющиеся производства или создавая новые. Графически это выглядит так:



Отметим, что кривые D и S разумеется не стационарны: они могут сдвигаться в разные стороны в зависимости от изменения экономической ситуации в стране, появления новых технологий или даже веяний моды, но пока, чтобы избежать загромождения текста, мы будем считать, что на рассматриваемом временном периоде ничего подобного не случается. Это никак не скажется на конечных выводах, зато сэкономит массу времени и сил, которые в противном случае были бы потрачены на разбор частных случаев.

В целом, можно сказать, что на каждом реально существующем рынке товаров (работ, услуг) в каждый момент времени кривые спроса и предложения пересекаются в некоторой точке, называемой точкой рыночного равновесия. Это пересечение говорит о том, что на рынке по некоторой равновесной (то есть одинаково устраивающей и продавцов и покупателей) цене p будет продано некоторое количество товаров - q:


Как уже было сказано выше, со временем кривые спроса и предложения могут сдвигаться. Так, моральное устаревание товара приведёт к сдвигу кривой спроса влево (люди станут оценивать для себя этот товар в меньшую сумму), что соответственно приведёт к снижению объёмов потребления и цен на него:


Аналогично в рамках данной модели отображаются и возникновение дефицита товара (кривая предложения сдвигается вниз и, в большинстве случаев, становится более крутой), увеличение доходов населения (кривая спроса сдвигается вправо - люди готовы покупать более дорогой товар) и т.д. Но мы не будем тратить время на теорию и перейдём непосредственно к влиянию регулирования цен на рынок и издержкам этого процесса для общества.

Отметим только, что данная модель применима для любого рынка, сделки на котором заключаются по добровольному обоюдному согласию сторон. За счёт изменения формы кривых спроса и предложения она адаптируется и к ситуации рыночной монополии и к рынкам жизненно важных товаров (лекарства) и к случаю принципиально ограниченного предложения товара (аренда жилья в исторических районах города, услуги высококлассных уникальных специалистов) и т.д. и т.п. Одна из немногих вещей, которые принципиально не укладываются в данную модель, это продажные чиновники, заставляющие людей приобретать никому не нужный товар, производимый «придворной» фирмой по заоблачной цене.

Продолжение статьи...

Экономика азы цены ликбез

Previous post Next post
Up