ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ ДИЗАЙНЕРА №2 (профессионалам, и не только...)

Mar 30, 2013 03:19

Оригинал взят у miumau в Я это сделал бы в сто раз лучше
Это письмо пришло ко мне с просто-заголовком, нигде на нем не написано, что его шлют в рубрику "вопрос-ответ" или просят публикации, но т.к. вопрос очень общий, и часто встречающийся, я решила его опубликовать (разумеется не называя имени автора).
Если автору захочется - сам(а) отметится под обсуждением.



Дорогая Яна.

Очень хочу получить у Вас совет, как у старшего опытного товарища, да еще и вежливого человека с подвешенным языком.

Я уже не начинающий, можно сказать, вполне себе опытный вебдизайнер, но что в начале своего трудового пути, что сейчас изредка всплывает ситуация, в которой я впадаю в ступор и не знаю, как бы повежливее обречь свои эмоции в словесную форму, ну, или вообще как реагировать и вести себя, чтобы вырулить на что-то конструктивное. И явление повсеместно, случающееся почти со всеми моими коллегами.

А ситуация такая. С эскизом на любой степени готовности и качества (то есть вообще не зависит от того, насколько хороша работа) заказчик ходит куда-то на сторону, которую он называет "я показал другому дизайнеру" (по опыту это может быть полиграфист (а речь идет о веб-дизайне), театральный художник, просто дочка-студенкта архитектурного, или какой-нибудь действительно другой дизайнер, но мы же с вами знаем, что в нашей профессии в среднем по палате никто о работе другого коллеги хорошо не скажет))), или скажет, но в формулировке, в общем неплохо, но, а дальшеКАК БЫ ОН САМ ГЕНИАЛЬНО ЭТО СДЕЛАЛ).

И в связи с этим "я показал другому дизайнеру" заказчик что-то там передумал и требует изменить по велению какого-то невидимого дизайнера. Согласование уже могло пройти, могло не пройти. Но мы в России, с фрилансерами здесь договоры не заключают, и давайте по умолчанию этот пункт опустим, и примем, что мы договариваемся на человеческом уровне, просто по умолчанию примем этот пункт, потому что да, я знаю, если подписывать каждый эскиз, то можно подобное как-то жестче разрулить, мол, вы подписала, но мы в России, повторяю, и если заказчик упрется рогом, никакие подписи и бумажки тут не помогут)))

В этот момент у меня падает челюсть и отключается всякая способность к коммуникации. Поскольку с таким я сталкиваюсь не впервые, то на стенку прилюдно уже не лезу. Но вот что в такой ситуации делать? Объяснить заказчику, что он, мягко говоря, не прав в таком своем действии и слегка свинья...? Вопрос "Если вы мне не доверяете, идите сразу к этому другому дизайнеру" хотя сам по себе верен, но не конструктивен. В общем, что делать, или как не допустить?

***

Здравствуйте!
Не допустить такое нельзя. Это как с отношениями - если бояться, что ваш партнер "найдет кого получше", то лучше ничего и не начинать. Потому что - если не в интернете, то на улице, если не в клубе, то по дороге за хлебом. Если кому-то суждено встретить вашего конкурента, он встретит. И если суждено сбежать к другому - сбежит.

Кругом толпы дизайнеров - и все ваши заказчики очевидно будут с ними встречаться и общаться. Более того, это нормально, показать кому-то дизайн, который тебе как раз делают за деньги. Я тоже показываю! И мне же интересно, что про это думают другие!
Другой вопрос - когда кому-то показывают, и дизайнер говорит "Ой, фу, я бы то же самое сделал луче".

Независимо от того, о чем идет речь - от дизайна до одежды, любых сервисов (в которых я может быть не особо разбираюсь), или товаров, я тоже иногда бываю в такой ситуации. И понимаю, что есть два варианта:
1 - Мне правда предложили не очень хорошее, и я могла бы за те же деньги получить гораздо лучший вариант (ну бывает же!)
2 - Типичная реакция некоторых, которые на любую конкуренцию реагируют вот так.

Я, как человек вменяемый, пытаюсь искать различия. Для начала - я попрошу развернуто обосновать - что в предложенном мне товаре плохо, и что должно быть лучше. Часто на этом этапе уже выясняется, что все претензии из области "мне другое просто больше нравится". некоторые умеют умничать. используя очень красивые слова. Но это тоже еще ничего не значит. Берем мой товар, те самые слова и аргументы, и идем в гугл и к еще другим коллегам. В конце концов - если я что-то более или менее серьезное покупаю, мне хочется получить лучшее, что я могу себе позволить. С другой стороны для меня нечто, что я кому-то заказала - дело ответственное. Я же это как-то выбирала, искала, меня же уже что-то привело к тем исполнителям, которым я дала заказ?

С одной стороны - покупка дизайна, это не покупка Челенджера, верно? Не такая это прямо неописуемая вещь, чтобы не описать свой товар. его возможности, преимущества и недостатки, и постоять за него?
С другой стороны - даже продавцы Челенджеров, по идее, должны быть в состоянии разъяснить покупателю понятными словами, хотя бы на уровне главных пунктов, какая модель чем хороша, и почему столько-то стоит. А если они невесть кто, и Челенджер свой на помойке нашли, и поэтому пытаются загнать подешевле - их можно распознать, если поговорить.

Спрашивается, в чем конфликт?
Кто-то предложил сделать то же самое, как и вы, подешевле? Что из этого получается обычно, я уже писала вот тут:
http://miumau.livejournal.com/980578.html
Подешевле просто так не бывает - либо заказчик таки получит качество хуже, либо конкурент сам не понимает, насколько задача серьезная, и поэтому сбивает цену, либо еще что-то. И заказчик окажется с плохим товаром, или без товара, или без половины денег и с обломками товара, и через какое-то время пойдет по второму кругу и опять придет к нормальным дизайнерам. Если хорошо поговорите - то к вам.

Кто-то предложил то же самое по деньгам и качеству, просто действительно идею, исполнение, стиль, концепцию, которая заказчику нравится больше? Тогда вы проиграли и бессильны. Заказчик влюбился в конкурента? Пусть идет к нему. И если контрактов нет, и все у вас происходило на "чисто-человеческом уровне", то вы и можете только чисто по-человечески предложить ему оплатить то, что вы успели сделать. И надеяться на его порядочность.

Если ваш конкурент по-настоящему несет чушь и наговорил заказчику каких-то глупостей, на которые тот повелся - попытайтесь сформулировать ваши контр-аргументы, как можно короче и яснее (иначе читать не будут) и напишите заказчику. Чтобы он мог прочитать, подумать, проникнуться и принять решение. Ну и припишите к этому все те же мысли. Приветливыми словами. Напомните, что вы же с ним общались, он же вас выбрал, он же вам доверил свой проект - так почему бы теперь не постоять за свое решение?

И, как уже сказано - удержать никого нельзя. Но можно так отпустить, чтобы он знал, что когда там его все подведут, он еще может к вам вернуться. Со второго раза, конечно же, только за 50% предоплаты. (Хотя вообще-то это с первого раза надо было так делать).

ПЕРЕПОСТ, ДИЗАЙНЕР, СОЦИУМ, ПСИХОЛОГИЯ, ХУДОЖНИК И ЗАКАЗЧИК, ХУДОЖНИКА КАЖДЫЙ ОБИДЕТЬ МОЖЕТ, ДИЗАЙН, ПОЛЕЗНОЕ

Previous post Next post
Up