212. Боевая хроника 42-го ДБАП с 13.02 по 15.02.1940 года

Sep 30, 2018 13:46


Боевая хроника 42-го ДБАП с 13.02 по 15.02.1940 года

На следующий день 4 февраля 1940 года 42-ой ДБАП проводил мероприятия по сбору самолетов, находящихся на других аэродромов. В Лодейное поле вылетели инженер и 4 техника для оказания помощи в пунктах Новая Ладога и мыс Воронов. [Стр. 18] Производилась подготовка к боевому вылету.

С 5.03 по 9.02.1940 г. боевых вылетов не производились. [Стр.27] 10.02.1940 г. полк приступил к подготовке к очередному боевому вылету. Летный состав изучает боевые документы и район действий. В 13-00 намечен разбор боевого вылета. Но и 11.02.01940 г. боевой вылет на состоялся. С 16-30 до 17-30 была намечена проработка приказа ВС СЗФ и проведение митинга.

Наступило 13 февраля 1940 г. 42-ой ДБАП наконец-то возобновил боевую работу. 16 Дб-3 в 15-27 с высоты 6000 метров нанесли бомбовый удар по цели № 15, под которой значился ж.-д. узел Элисенваара. Сброшено 150 ФАБ-100, 20 ЗАБ-50. Цель была поражена, а результаты сфотографированы. Все 16 Дб-3 полка с 17-15 по 17- 47 благополучно вернулись на свой аэродром. Время в воздухе 4 часа 30 минут, общий налет 73 часа 34 минуты.

Это по данным историка Сергиенко и Олега Киселева. К.-Ф. Геуст этот боевой вылет игнорировал, видимо, по одной причине: потерь и казусов полк в этот боевой вылет не имел, а потому не достоин исторического внимания финской стороны.

14 февраля 1940 года ознаменовался коллективной боевой работой 27-ой ДАБ. Олег Киселев описывает это так:



«95 ДБ-3 под прикрытием 18 истребителей 59-й авиабригады разрушала военные объекты в Выборге. С 11-35 до 13-20 сброшено на город 519 ФАБ-100, 189 ЗАБ-50, 50 РРАБ-3 и сколько-то мелких ЗАБ, а также 100 тыс. листовок. При полете к цели ДБ-3 мл. лейтенанта А.В. Найденова над занятой нашими войсками территорией в районе Бобошено неожиданно перешел в спираль и врезался в землю, экипаж погиб. Еще один ДБ-3 6-го ДБАП разбился при взлете из-за потери скорости».

Финская сторона потерю Дб-3 второй эскадрильи 42-го ДБАП заявила, как сбитый зенитной артиллерией, указав заводской номер бомбардировщика: 390838 и подтвердила гибель всего экипажа.

Согласно записям из архивной тетради историка Сергиенко, узнаем следующие подробности:

«14.02.40 г. 42-ой ДБАП в составе 3-х девяток (25 самолетов) выполнял боевую задачу по разрушению цели НР-09 (Валки-Ярви. Площадка) с Н=6000-6500 м. Сброшено 180 ФАБ-100 и 21 РРАБ-3, ЗАБ-13. Задача девятками выполнена. Первая девятка (ведущий полковник Судец, флагштурман майор Попов) сбросила 90 ФАБ -100 не доходя до цели километров 5-7 по вине майора Попова из-за случайного нажатия на кнопку ЭСБР-2. Ведущий самолет полковника Судец имеет 13 пробоин осколками снаряда ЗА в хвостовой части самолета. Вторая девятка (ведущий командир 4 АЭ капитан Комаровский, флагштурман Синицын) сбросила 10 ФАБ-100 и 21 РРАБ-3, ЗАБ-1Э.

По наблюдению экипажа бомбы легли по цели. Один самолет вернулся с маршрута по неисправности. Посадку произвели на свой аэродром с бомбами.

3-я девятка (ведущий капитан Ретинков, штурман девятки капитан Самойлов) сбросили 80 ФАБ-100. По наблюдению экипажей бомбы легли хорошо. После пролета линии фронта отстал один экипаж. Летчик младший лейтенант Найденов, летнаб младший лейтенант Мачков, стрелок-радист Чмыхун, второй стрелок старшина Рогоза. По докладу командира звена и экипажей т. Найденов плохо держался строя, на всем протяжении маршрута самолет рыскал. Последнее наблюдение экипажей говорит, что моторы на самолете Найденова работали хорошо, но по неизвестной причине самолет вошел в спираль и загорелся. Самолет упал на своей территории в районе деревни Бобочино. Экипаж в полном составе сгорел. Действия ЗА и ИА противника в этом районе не наблюдались В районе цели вся группа была обстреляна сильным огнем ЗА. Потерь нет. Погода на маршруте и в районе цели ясная. Боеприпасы расходовались только на отстрел пулеметов. Всего израсходовано 950 штук. Цель сфотографирована. Общий налет 114 часов. [стр. 38-39]»

Цель скорей всего Валкъярви (фин. Valkjarvi), ныне поселок Мичуринский, а вот деревня Бобочино (Бабошино), ныне Каменка, от цели находится порядка 45 км западнее - это минут 10 лета. По данным Олега Киселева Дб-3 Найденова потерпел крушение до цели. Но по записи из архивной тетради историка Сергиенко явствует, что это случилось на обратном маршруте и над территорией, подконтрольной нашим войскам, причем «…Действия ЗА и ИА противника в этом районе не наблюдались…» Поэтому притязания финской стороны на якобы сбитый Дб-3 42-го ДБАП остаются лишь притязаниями, но не фактом. Выходит, что от цели группа из трех девяток 42-го ДБАП отходила с разворотом с востока на запад через север на свою территорию.

Приведу полностью состав экипажа Дб-3 42-го ДБАП, потерянного в районе деревни Бобочино 14.02.40 г. при следующих обстоятельствах: «Самолет по неизвестной причине вошел в спираль и загорелся, сгорел экипаж в полном составе» - ст. летчик, мл. лейтенант Найденов Александр Васильевич; ст. летнаб, мл. лейтенант Мачков Петр Илларионович; воздушный стрелок-радист, мл. командир Чмыхун Иван Васильевич; мастер по вооружению, старшина Рогоза Михаил Самойлович.

15 февраля 1940 года 42-ой ДБАП по данным Олега Киселева и финской стороны в составе 27 ДБ-3 бомбил железнодорожный узел Антреа, что ныне является городом Каменногорском Выборгского района Ленинградской области. При выполнении задания финским истребителем над Пилппула (ныне безлюдный поселок Осиновка) был сбит экипаж из 4 АЭ мл. лейтенанта Ничепуренко. Экипаж погиб. По предположению Олега Киселева победу праздновал Й. Сарванто.

Финская сторона утверждает следующие: в районе Кярстилянъярви (ныне оз. Краснохолмское) - Носкуа (чуть выше самой северной точки оз. Большое Грудоевкое) лейтенант Й. Сарванто сбил ДБ-3, а старший сержант В. Порвари заявил о победе над ДБ-3 в районе Суулаярви, что на данный момент является озером Нахимовское.

Подробности этого боевого вылета находим в архивной тетради историка Сергиенко:

«15.2.40 В составе 3-х девяток выполнено боевого задание по разрушению цели НР 12 (станция Перк Ярви) и НР 27(станция Антреа). Н=6500-6700 м. Сброшено 210 ФАБ-100, 15 РРАБ-3, 3 АБ-1Э. Полк задачу выполнил.

Первая и вторая девятки произвели бомбардировку цели НР12 в период с 11-40 с Н=6500м. Сброшено 120 ФАБ-10 и 15 РРАБ-3, 3 АБ-1А. По наблюдению экипажей цель поражена хорошо. Один самолет (летчик младший лейтенант Соколов, штурман военком 4АЭ Писаник) из района Финского залива вернулись из-за перегрева мотора. Посадку произвели с 3 РРАБ-3 нормально на своем аэродроме в 12-28. Одно звено второй девятки (командир звена младший лейтенант Маркин) в районе Ино из-за неисправности матчасти у ведущего звено отстало. Командир звена принял решение бомбить цель звеном. К цели шли с набором высоты до 8200 м. Бомбы сбросили хорошо. На обратном маршруте в районе станции Пилпула звено было атаковано одним истребителем противника типа - Фоккер D-21. В результате атаки был подожжен один самолет ДБ-3. Летчик младший лейтенант Нечепуренко, штурман старшина Терентьев, стрелок-радист младший комзвода Иванов и второй стрелок Мамонов. По наблюдению экипажей самолет, горящий и с хорошо работающими моторами, шел на свою территорию. Место посадки и судьба экипажа неизвестны. По докладу экипажей атакующий истребитель был сбит огнем стрелков. Один самолет ДБ-3 (летчик младший лейтенант Безгусько) имеет 18 пулевых пробоин. Пробиты масло и бензобаки.

[ф. 34980, оп. 102, д.17] Виновником такого поражения является командир звена младший лейтенант Маркин, который после сдачи мотора в районе станции Ино стал отставать от строя девятки. Все же продолжал полет к цели самостоятельно на одном моторе. Не смотря на двукратное предложение штурмана звена старшего лейтенанта Терентьева вернуться на аэродром, Маркин не вернулся, а продолжал полет с набором высоты в целях якобы безопасности полетов. После бомбометания в районе станции Пилпула неожиданно звено было атаковано на Н=8200м одним истребителем противника. Один экипаж сбит, один 18 пробоин. Отдан под суд части. [Стр.157]

3-я девятка (ведущий помощник командира полка майор Ломакин, штурман девятки 1 АЭ старший лейтенант Ушаков) бомбометание производили по запасной цели НР 27. Из-за прохода мимо цели во избежание столкновения с ведущей девяткой в результате схождения курсов после разворота на цель. По цели сбросили 90 ФАБ-100. По наблюдению экипажей цель поражена отлично. Погода на маршруте в районе цели ясная. Боеприпасы израсходованы в количестве 2230 шт. Налет 91 час. Цель сфотографирована [стр. 41-43]»

Я любитель и лишь догадываюсь, как историки-профессионалы вершат свои дела, перелопачивая архивы «слой за слоем». Передо мной открытая общая тетрадь, в которой историк Сергиенко скрупулезно фиксировал факты боевой работы 42-го ДБАП в Зимней кампании. Записи производились, как я уже писал, на правой странице, а левая оставалась пустой, но в некоторых случаях на них есть дополнения к записям на правой.

Так вот запись: «…Виновником такого поражения является командир звена младший лейтенант Маркин… и т.д.», как раз с левой страницы, что говорит о дополнительно найденном документе уже к имеющимся.

Эти записи, что слева, что справа, отражают факты из документов, которые создавались по ходу событий и являлись обязательными при отчете боевой деятельности полка после боевого вылета. Но прошло время, закончилась Вторая Мировая война, и авиаполки обязали написать истории своих побед.

О подвиге летчика Маркина, свершившего огненный таран в 1941 году при обороне Москвы, будет рассказано в дальнейшем. Но когда я готовил электронный клон книги Сергиенко «Эхо победы в наших сердцах», чтобы выложить ее в Сеть, я обратил внимание, что в главе, в которой критически исследуется тема таранов в АДД, проскакивает одна мысль, смысл ее в следующем: факт тарана обязательно отражался в историческом формуляре части и являлся гордостью, как символ личного мужества и героизма, на котором строилась воспитательная работа с личным составом части. И естественно, факты таранов Булыгина из 53-го ДБАП и Маркина из 42-го ДБАП, заняли почетное место в историях своих полков. И чтобы раскрыть личные качества летчика Маркина, в историческом формуляре 28-го бомбардировочного авиаполка оказалась следующая глава, которую привожу полностью:

«Боевые действия с белофиннами

В декабре месяце 1939 года командиром 4-й АЭ был назначен старший лейтенант Цветков Борис Михайлович. Он был грамотным командиром, справедливым и требовательным к подчиненным. Он хорошо и быстро нашел общий язык с подчиненными. Эскадрилья быстро начала расти и крепнуть под его руководством. Личный состав АЭ любил его и высоко ценил его за отличные командирские качества. Но вот пришел приказ подготовиться к боевым действиям с белофиннами. Стояла суровая зима. Морозы доходили до 40°, а это было основной трудностью в работе, так как матчасть не была хорошо подготовлена к зиме. Моторы не запускались, приборы не показывали давления масла, т.к. масло замерзло в трубках. Техники всеми способами приспособлялись к устранению этих недостатков. Так: трубки к манометру давления масла после остановки моторов зашприцовывали глицерин со спиртом. Началась подготовка к перебазированию. Техсоставу пришлось очень много работать в суровых условиях для обеспечения перелета самолетов. Отлично работали техники: Авращенко, Загнойко, Топунов и другие. После подогрева начинались новые трудности.

Лыжи примерзали к снегу. При взлете сопло моторов забивало снегом, взлет прекращался. Но все же, несмотря на все трудности, личный состав перебазировался к новому месту на аэродром Кречевицы ЛВО.

Здесь техникам также пришлось много поработать, внести рационализаторские предложения. Были дополнительно поставлены пулеметы в хвост самолетов, сделаны смотровые окна для стрелка, изготовлены заслонки на сопло, чтобы не забивало их при выруливании.

Все техники работали с большим энтузиазмом, особенно рвались в бой летчики, штурманы, стрелки, которые горели желанием защищать город Ленинград.

В то время у нас был такой порядок, что при вылете полка на боевое задание назначались запасные летчики, которые должны были занимать место в строю в случае невыхода кого-либо на боевое задание. Таким запасным летчиком однажды был назначен лейтенант Маркин. Как всегда, он вырулил на старт и ждал, пока какой-либо самолет откажет, и тогда на его место встанет он. Но на его несчастье все самолеты взлетели нормально. Тогда Маркин, рвавшийся постоянно в бой, взлетает и пристраивается к строю лишним и идет на выполнение задания. За это нарушение лейтенанта Маркина крепко ругал командир эскадрильи Цветков, но Маркин только молчал. Таков уж был его характер. Но когда не вернулся с боевого задания в нашей эскадрилье командир звена Павел Алексеевич Алексеев, Маркин был назначен командиром звена.

9 февраля 1940 года было приказано вылететь на боевое задание, в том числе и звену Маркина. В звене Маркина левым ведомым был Нечипуренко, правым ведомым Безгусько.

В полете у Маркина грелись моторы, т.к. была внешняя нагрузка. Он обязан был возвратиться, но Маркин упорно шел на цель, в строю с ним шли его подчиненные. После отхода от цели на Н=6400 м их атаковали истребители. Пришлось принять воздушна бой. В этом воздушном бою был сбит Нечипуренко. Радист летчика Безгусько сбил истребитель противника, но и на их самолете было 28 пробоин. В дни боев с белофиннами командир АЭ старший лейтенант Цветков много работал над обучением и воспитанием своего личного состава».

Штабной писарь ненароком ошибся в датах, либо принял время 9.00, указанное в донесении, за дату, либо на слово поверил участникам тех финских событий, которые указали именно на 9 февраля 1940 г. А о Маркине они помнили лишь хорошее. Попробуй-ка подумай иначе, сочтут не совсем патриотом своего полка! И единственный факт, который и остался в памяти из-за того, что в феврале 1940 года наш герой удостоился осуждения судом товарищей, теперь же после Победы вдруг превратился в добродетель…

А что вообще-то случилось? Ну, свернул бы Маркин с маршрута и полетел домой. А финские истребители, видя, что Маркина нет, отложили бы атаку? Вряд ли. Лишь одно может быть положено в вину Маркину, его звено из-за него отстало от своей девятки и стало более уязвимым, что и привело к гибели экипажа Нечепуренко.

Казалось бы, на этом и точку в описании боевого вылета 42-го ДБАП от 15.02.40 г. ставить пора, но не тут-то было! 11 декабря 2017 года на мою электронную почту пришло следующее письмо от поисковика Александра Андрушко:

«Влад добрый день, я читал ваш очерк о 42 ДБАП, может сможете чем помочь. В этом году нами били подняты остатки самолета ДБ-3 с экипажем из четырех человек. Родственников двоих членов экипажа нам удалось найти. Это родственники воздушного стрелка-радиста младшего комвзвода Иванова Николая Федоровича и воздушного стрелка старшины Мамонова Василия Марковича.

А по двум другим - это летчик младшей лейтенант Нечипуренко Петр Иванович и штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич - мы никакой информации найти не можем, а именно год рождения, откуда родам, где призван, данные о семье.

Удалось выяснить, что весь экипаж был награжден посмертно орденом Красного Знамени.

Были обнаружены обломки самолета и сильно разбитый мотор М-87. После внимательного исследования мотора удалось установить его заводской номер 87802. По данным российского историка Олега Киселева, мотор М-87 № 802 и второй мотор № 714 на 1 февраля 1940 года стояли на самолете ДБ-3 № 1451 и были на учете в 42 ДБАП. Самолет с вышеуказанными моторами поступил в полк 1 ноября 1939 года с завода № 18 и не вернулся с боевого задания 15 февраля 1940 года из района Ихантала, в составе экипажа: летчика младшего лейтенанта Нечипуренко Петра Ивановича, штурмана старшины Терентьева Алексея Алексеевича, воздушного стрелка-радиста младшего комвзвода Иванова Николая Федоровича и воздушного стрелка старшины Мамонова Василия Марковича.

По нашей просьбе Олег Киселев нашел в Российском государственном военном архиве необходимые сведения об обстоятельствах гибели сбитого бомбардировщика:

«Описание событий: «…Из Журнала боевых действий 42 дбап. 15.02.40.

Запись от 9.00. - 42 ДБАП к 8.30 был готов к боевому вылету тремя девятками. Вылет задерживается из-за метеоусловий. Летный состав находится у самолетов...

Запись от 18.31. - 42 ДБАП в составе трех девяток (26 самолетов) в период 11.45 - 11.53 выполнял боевую задачу по разрушению цели № 12 (ж.д. узел Антреа) и № 27...

Полк задачу выполнил.

Первая и вторая девятки произвели бомбометание по заданной цели № 12, в период 11.45 с Н-3500 метров сброшено бомб 120 ФАБ-100 и 15 РРАБ-3 ЗАБ-1э. По наблюдениям экипажей цель поражена хорошо.

Один самолет летчик младший лейтенант Соколов, штурман военком 4 эскадрильи Писаник из района Финского залива вернулись из-за перегрева мотора, посадку произвели с 3 РРАБ-3 нормально на свой аэродром в 12.28.

Одно звено второй девятки командир звена младший лейтенант Маркин в районе ст. Ино из-за неисправности матчасти у ведущего в звене стало отставать. Командир звена принял решение бомбить цель звеном, к цели шли с набором высоты до 3200 метров. Бомбы сбросили хорошо. На обратном маршруте в районе ст. Пилпула звено было атаковано одним истребителем противника типа Фоккер Д-21. В результате атаки был подожжен один самолет ДБ-3, экипаж: летчик младший лейтенант Нечипуренко, штурман старшина Терентьев, стрелок-радист младший комвзвода Иванов, второй старшина Мамонов. По наблюдениям экипажей самолет с хорошо работающими моторами шел на свою территорию. Место посадки, судьба экипажа неизвестны. По докладам экипажей атакующий истребитель был сбит огнем стрелка-радиста…»



Окончание следует

42 ДБАП, Маркин, Нечипоренко

Previous post Next post
Up