Изучаю 2 документа: один под названием «Рождение дивизии», речь идет об истории 36-ой ад ДД, а второй «История части. 30 гвардейский БАП». Этот полк изначально именовался как 455-ый ап ДД.
И обнаруживаю, как интересно была распределена боевая слава между 42-ым и 455-ым авиаполками дальнего действия на момент создания 36-ой ад ДД. Это период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1942 года.
455-ый дальнебомбардировочный авиаполк был выделен из 42-го дальнебомбардировочного авиаполка в период с 23.07. 41 г по 29.07.41 г. Тогда полку дали временный номер 42 «а», но через 6 дней он стал уже 455-ым ДБАП. Его личный состав с материальной частью при формировании 36-ой ад ДД в марте 1942 года опять был передан в 42-ой, но обозначенный уже как авиаполк дальнего действия. И вся боевая слава 455 ДБАП перешла по «наследству» 42-у ап ДД.
А вот боевая слава 53-го дальнебомбардировочного авиаполка из 40 БАД, которая к тому времени уже была расформирована, была унаследована 455-ым авиаполком дальнего действия, которому от предыдущего 455-го ДБАП достался лишь номер. Личный состав и материальная часть 53-го ДБАП были направлены на формирование 455-го ап ДД.
Поэтому ратные дела таких людей, как Бирюков Серафим, Новожилов Николай, Цветков Борис, Маркин Александр и многих и многих других даже не упоминаются в исторических формулярах 455-го ап ДД, хотя именно эти люди начинали ковать боевую славу 455-го ДБАП.
И наоборот, слава 53-го ДБАП лежит в основе боевого пути 455 ап ДД, который как будто никаким боком не причастен к нему, но причастен главным - людьми, которые встали под его знамя или ценной жизни к тому времени уже успели выполнить свой воинский долг во славу его начинающего славного будущего. И такие ратные дела 53 ДБАП, как августовские налеты на Берлин в 41-ом, огненный таран Николая Булыгина на переправу через Березину и много-много других ратных свершений в увесистом документе «Рождение дивизии» даже не упоминается. За то все это в полной мере находится в «Истории части. 30 гвардейский БАП». А это история 455-го ап ДД, одного из двух полков 36-ой ад ДД с начала войны по 27 августа 1943 года!
Ну что тут поделать, руководству 36-ой дивизии было видней, а руководство 30-го БАП имело на это свою точку зрения, тем более, когда эти документы создавались - это были уже совсем разные боевые части.
Ну и бог бы с этим, какому полку, чья досталась слава, лишь бы не померкла при безразличном течении времени. Да, и имена этих славных людей в архивах сохранились. И надеюсь, что придет час, когда электронный след из их боевого прошлого, благодаря Всемирной Сети, будет доступен каждому, кто пожелает капнуть поглубже в своем прошлом.
Но вместе с этим неожиданно проявляется еще одна составляющая с неким мистическим оттенком фатальности людских судеб. Не ведая того, некоторые из этих людей шли напролом по единственному и непременно фатальному для себя жизненному пути, выбрав его из множества возможных, дабы мы, их потомки, осознали для себя, что в этой жизни заведомо предназначено каждому свое!
Когда идея этого поста окончательно сформировалась в голове, и я приступил к набору текста, решил в разгар работы заглянуть в книгу Крылова «По приказу Ставки». Что Алексей Крылов, очевидец тех далеких событий, поведает в дополнение об интересующих меня фактах? К сожалению, в этой книге ничего не поведал. Это в первой его книге «Дальними маршрутами» описываются интересующие меня факты. Но вот предисловие к книге «По приказу Ставки» главного маршала авиации А.Е. Голованова меня порадовало: «…В июле 1941 года комсомольский экипаж лейтенанта Булыгина повторил подвиг Николая Гастелло. В районе переправы через реку Березина фашисты подожгли бомбардировщик лейтенанта Н. А. Булыгина. Экипаж мог бы воспользоваться парашютами. Но комсомольцы не сделали этого. Герои направили свой объятый пламенем самолет на переправу противника и взорвали ее, уничтожив при этом несколько танков и надолго задержав продвижение фашистских войск.
Запоминается и другой эпизод, когда экипаж лейтенанта А. Д. Маркина, действуя под Малоярославцем, таранным ударом преградил фашистским танкам путь к Москве…»
Я же о них, о Маркине из 455-го ДБАП и Булыгине из 53-го ДБАП, повторивших подвиг Николая Гастелло, и собирался писать в данном посте, обнаружив эту составляющую «с неким мистическим оттенком фатальности их судеб»! Интересно то, что Голованов подвиг и Маркина, и Булыгина приобщает к истории полка, о котором и идет речь в книге Алексея Крылова - к 455-у ап ДД. Но судьба распорядилась иначе. Подвиг Маркина приобщен к славе 42-го ап ДД, а подвиг Булыгина к славе 455-го ап ДД. Но это не главное.
И так, сначала факты. Из истории 36-ой ад ДД, что касается 42-го ап ДД.
« В боях за Москву.
…В этот день (13 октября) несколько эскадрилий бомбили механизированные войска на подступах к городу Калинину. Бомбардировщики шли к цели без прикрытия истребителей, да и последующие вылеты совершались в основном без прикрытия истребителей.
Механизированные войска охранялись большой насыщенностью зенитного огня и истребительной авиацией противника. Но выхода не было. Использовали все возможное - облачность, высоту, маневр, чтобы достигнуть цели.
В первом же бою летчик, лейтенант Евгений Солоухин повторил подвиг Николая Гастелло. В районе деревни Измайлов он направил подбитый истребителем самолет в скопление танков противника…
Положение на Калининском фронте становится крайне опасным. 14 октября враг ворвался в город и овладел мостом через Волгу. Предстояло разбомбить эту важную переправу. Немцы, понимая важность переправы, стремились любой ценой удержаться на занятых позициях.
Первые попытки бомбометания не привели к желаемым результатам.
Наше командование понимало важность своевременного разрушения переправы. Был такой эпизод. Командир звена младший лейтенант Маркин Александр Дмитриевич просил у командира ДБАП майора Трехина Николая Васильевича разрешения врезаться в мост самолетом с полной бомбовой загрузкой без членов экипажа. Командир полка отказал в такой просьбе.
Примерно 18 октября задачу по разрушению переправы решили экипажи, командирами которых были Бирюков Серафим Кириллович и Новожилов Николай Вячеславович.
С 17 по 24 октября дивизия продолжает бомбить механизированные войска в районе Вязьмы, Калинина, Клина, на Волоколамском и Можайском шоссе, по войскам противника в направлении Торжка, Спирово, Вышний Волочек и других районов, а также по вражеским аэродромам.
19 октября полк продолжает боевые вылеты. В этом бою подбит самолет младшего лейтенанта Маркина Александра Дмитриевича и он совершил вынужденную посадку. На следующий день звену старшего лейтенанта Русова приказано нанести бомбовый удар по самолетам противника на аэродроме Ново-Дугино. Левым ведомым шел самолет Маркина, правым - Проценко. Отбомбились, но оказался подбитым и загорелся самолет Проценко. Над лесом экипаж выпрыгнул на парашютах.
Экипажи Русова и Маркина продолжали воздушный бой с истребителями противника. Один «МЕ-109» загорелся и свалился в штопор, его подбили стрелок-радист Милюков и воздушный стрелок Брижахин из экипажа Маркина, второй «МЕ-109» уклонился от продолжения боя. Однако подбит и правый мотор самолета Маркина, и не тянет левый, опять вынужденная посадка. На этот раз на лесной поляне, в тылу у немцев.
И вот наступило 23-е октября. Над аэродромом показался «По-2», просит посадку. Сел. Неизвестным летчиком был младший лейтенант Маркин. Оказывается, его экипаж обнаружил брошенный «По-2» в лесу, отремонтировал, взлетел и благополучно приземлился на свой аэродром.
На следующий день, 24 октября, Маркин повторяет подвиг Гастелло. На этот раз он летел в составе звена старшего лейтенанта Русова для нанесения удара по танкам в районе Малоярославца. Кроме Маркина, в экипаже находились штурман-лейтенант Маслевец, стрелок-радист Милюков, воздушный стрелок-радист Брыжахин. Комсомольский экипаж. Правым ведомым шел самолет Помыкаева.
При заходе на боевой курс их встретила зенитная артиллерия. Русов и Помыкаев отбомбились по цели, а штурман Маслевец не мог, так как попаданием снаряда заклинило бомболюки. В это же время завязался воздушный бой с истребителями противника. Самолет начинает отставать и отбиваться. Штурман Маслевец подбил один «МЕ-109», который задымился и перевернулся через крыло.
Однако и израненный самолет Маркина начинает терять высоту. Сначала погиб стрелок Брыжахин, затем радист Милюков, не отвечает и штурман Маслевец. Правый мотор охватило пламенем, а внизу ползут фашистские танки.
Доложив Русову обстановку, со словами ненависти к фашистскому зверью Маркин направляет горящую машину на вражеские танки. Так пензенский комсомолец использовал последнюю возможность к отомщению врагу за Родину, за товарищей, обессмертил свое имя.
На полковом митинге авиаторы поклялись беспощадно мстить врагу за погибших товарищей, за Родину, и эту свою клятву выполнили с честью…»
В этом фрагменте из документа «Рождение дивизии» кроме констатации того, что летчик Маркин с 19 по 24 октября трижды был подбит, имеется конкретная характеристика этому человеку. Дважды судьба была к нему благосклонной, но в третий раз Маркин все же погиб, хотя и героически, совершив огненный таран. Но главное другое - это его идея добровольно таранить загруженным бомбами самолетом без экипажа вражескую переправу. Он был на это готов и требовал от командира полка такую возможность ему предоставить. К сожалению, мне не известно, каким человеком был летчик Маркин, у меня даже нет его фотокарточки, но готовность идти на таран его характеризует однозначно, как советского «камикадзе». Видать, он подсознательно ощущал свой скорый момент смерти и сознательно рассчитывал отдать свою жизнь подороже. К этой главной цели своей жизни - умереть героически за свои идеалы, он шел с одержимым упорством. Возможно, я ошибаюсь. Но…
Николай Булыгин
О Николае Булыгине я уже писал. В
http:// wlad-ladygin.livejournal.com/12370.html описывал потуги историка Сергиенко добиться присвоения Булыгину посмертно Героя Советского Союза, как повторившего подвиг Николая Гастелло. А в
http:// wlad-ladygin.livejournal.com/36274.html привожу статью командира 40-ой ДБАП Василия Батурина, в которой он констатирует, что «В историю нашей части вписан незабываемый пример бесстрашия и мужества», описывая огненный таран Булыгина. Вот та боевая часть, которая должна быть преемницей славы данного подвига, но 40-я ДБАД была расформирована накануне создания АДД. Не буду повторяться в описании подвига Булыгина, а приведу фрагмент письма комсомольского вожака 53-го ДБАП Гриба Ивана Ивановича:
«Николай Булыгин коренастый, среднего роста, всегда подтянутый, красивый лицом, спокойный и мягкий по натуре, ровный и требовательный. Он был смелым, сильным и выносливым. Ему была присуща способность молниеносно реагировать на все окружающее, и тотчас же принимать правильные решения.
Любил строгий режим дня. Организаторские способности помогали ему решать сложные боевые задачи. Он обладал необыкновенной силой воздействия на окружающих. К его словам всегда прислушивались комсомольцы на собраниях, активах и в личных беседах. Он умел зажигать молодым задором и искусно разжигать ненависть к врагу.
Помню комсомольское собрание, посвященное обмену опытом по обороне самолетов при нападении вражеских истребителей. Булыгин говорил: « Задача комсомольцев быть всегда в гуще масс, знать настроение личного состава и всегда вести их за собой, завоевывая их абсолютное доверия. Суть в том, чтобы собрать в кулак свою волю и постоянно помнить, зачем ты здесь и чего от тебя ждет экипаж.
Накануне боевого вылета я беседовал с экипажами. Такая беседа была и с Николаем Булыгиным. Он давал последние указания своему экипажу, там были такие слова: «Будьте всегда там, где трудно, знайте, что настало время, когда самому суровому испытанию подверглись стойкость и верность, храбрость и выдержка». Этот полет был последним».
Это еще один пример того, что были люди, которые отступить от линии поведения раз и навсегда определившие ее для себя уже были не в состоянии. И помочь им изменить свою судьбу никто не мог или не хотел.
Представьте себя на месте человека, добровольно загнавшего себя в условия иметь только единственный и заведомо жестко обусловленный выбор из всего арсенала доступных возможностей. Именно иметь, а не право использовать этот выбор. Именно добровольно и непременно на уровне подсознания, а не навязанное через сознание, иначе все равно скатишься до выбора. Подсознание проявит нутро «напоказ» непременно, и оно, нутро, уж сделает выбор, если конечно есть из чего выбирать, под стать подсознанию. Тем более, когда речь идет о жизни и смерти.
А теперь представьте, когда у человека без претензий на исключительность своего нутра, что в большинстве из нас, было, есть и будет, в мгновения начинает иссякать арсенал доступных для спасения возможностей. Наверное, в таком состоянии прибывало большинство из тех, кто падал в подбитых бомбардировщиках, не в силах использовать последний свой шанс, что на лямках под задницей… и остается лишь одно, довериться судьбе… и это тоже выбор… но в большинстве случаях не в пользу хотевших жить. От этого мне становится не по себе…