- Господин Тамура, сколько вам лет?
О, мне 71 год.
- И ещё не на пенсии?
О, я бы с удовольствием, я уже давно об этом думал. Шансов у меня нету.
- Вы сотрудник ФАБФ?
Да, я получаю зарплату, мене платят (смеётся)
- Оплачиваемый сотрудник без права на пенсию?
Как и все солидные профсоюзы! (смеётся)
- Как давно вы занимаетесь айкидо?
Айкидо, уже сегодня это более 50 лет.
- И это значит, что вы начали заниматься айкидо в 20 лет?
О нет, гораздо раньше.
- Уже около 40 лет вы уже живёте во Франции
Да, в 1964 году мы приехали в Марсель, это было наше свадебное путешествие.
- Наши поздравления к 40 летнему юбилею. Месье Норо тоже в это же время приехал во Францию.
Да, он тоже один мой друг. Он уже был здесь год или два. Он говорил мне, чтобы я ехал в Париж, где он собирается открыть додзё. Это был примерно так: «Приезжай в Париж, я открываю додзё…», на что я ответил: «Согласен, я приеду». Ну и я поехал в Париж и…! «Додзё ещё не было открыто». Да он таков (улыбается)
И так я вернулся назад на солнечный юг.
- Мастер Наказно ведь тоже уже был тут?
Мастер Наказоно находился в Сингапуре, Сайгоне в той части мира. Потом он приехал во Францию. Он приехал сначала в Японию и там состоялась наша первая встреча. Чтобы оплатить билет на корабль он организовывал разные увеселительные мероприятия. Он был всегда весьма смешным и необычным.
- Как было тогда организовано Айкидо во Франции?
Пьер Шассан организовал объединение, оно называлось «Культурная ассоциация Айкидо Франции». Насколько я помню так продолжалось 10 лет.
- До Айкидо вы практиковали другие боевые искусства?
О да, в Японии люди всегда чем-то занимаются. В эту эпоху занимались дзюдо и кендо. Это было обязательным, каждый японец в своё время занимался дзюдо.
- Где вы начали заниматься Айкидо, в Айкикай?
Нет, не непосредственно в Айкикай, туда я попал несколько позже. Это уже было в Токио. Тогда я находился в Токио и один из моих приятелей начал заниматься айкидо. Мы спрсили его: «Что это? Как это действует». Впоследствии я попал в Айкикай.
- У вас есть опыт в кендо и дзюдо. Вы помните, какие были начинания в Айкидо? Вы чувствовали, что это ваш путь?
Гораздо позже это пришло. В то время я занимался дзюдо которое было мягким, айкидо было специфическим, эти захваты и рычаги.
- Вы потом прекратили заниматься дзюдо и кендо?
Позже я прекратил заниматься, но это произошло когда я уже стал учи деши, именно тогда я прекратил заниматься дзюдо. Это было, мне кажется, в году 1954-м, сейчас уже точно не помню.
- Вы ещё помните с кем вместе вы начали заниматься айкидо?
О, да, помню. Но всё это как-то забывается, возраст виде ли? (долгое раздумье)
Тогда?! Да, там был Ямагучи, его уже нет давно. Кобаяши, Хироказу Кобаяши, его уже тоже сегодня нету! Это так …
…Мастер Тада тоже тогда был там. Садатеру Арикава, это уже совсем давно!
- А Тохей?
Нет, учитель Тохей, он уже тогда работал активно заграницей. Я сам гораздо позже начал преподавать сам как учитель Айкикай.
- После того, как вы стали учи деши, для вас что-то изменилось?
Нет, нет, в Айкикай это значит только иметь место, где можно спать и поесть, вы понимаете? Это мне тогда было интересно.
- То есть никакого айкидо?
Айкидо, само собой, но… В о время учитель Ямагучи попросил меня присматривать за его домом, который был на Кюсю, это было очень далеко, но кто-то должен был об этом заботиться, был рис, там был огромный мешок риса, я был доволен - по сравнению с этим, что я мог бы иметь в Айкикай (потирает себе живот). Только потом он женился или у него родился ребёнок.
«Да, он женился!», добавила мадам Тамура.
Ну вот и стало трудно, когда он приехал со своей женой. У меня уже не было места. У меня были сложности.
Он сказал чтобы я ехал в Айкикай. «Но это стоит денег», хотел я сказать. «Нет, как учи-деши, денег не нужно». Так он меня направил в Айкикай, мне не пришлось платить и у меня снова было что поесть и крыша над головой. Да, ну и потом я уже никогда не покинул это место.
Вы должны попробовать представить ситуацию в послевоенный годы в Японии. Почти не было работы, поэтому заработать себе на пропитание было очень тяжело. Сегодня это уже очень сложно представить. При этом мы счастливчики, у нас не такое строение тела, как у вас, нам немного риса хватает.
- Сколько лет вы оставались в Айкикае?
Примерно 10 лет. Может немного меньше, потом я женился.
- Как часто О-Сенсей приезжал в Хомбу Додзё в Токио?
О, он даже жил там долгое время, в иное время он был в разъездах, иногда жил в других местах. Он часто жил со своей семьёй. Иногда он был в Шингу, в Осаке или в Шицуоке. Он очень часто путешествовал.
Он иногда делал как Такеда, то есть поступал так же как Такеда, я это хотел сказать. Однако я не совсем уверен.
- И так, 40 во Франции! Да, это очень долгий срок! Вы приехали во Францию, потому что ваша жена хотела играть на фортепиано во французской консерватории?
Нет, нет, она играла на скрипке. Она продолжала играть на скрипке, а я преподавал айкидо.
- Скажите, а в чём заключалась изначальная идея? Вы приехали во Францию, чтобы увидеть страну или чтобы преподавать айкидо?
Я хотел побывать в другой стране, чтобы преподавать айкидо, а не что-то несерьёзное, понимаете. Представьте, после 2-й Мировой Войны нам японцам было невообразимо сложно даже невозможно покинуть страну. Мы не могли вырваться! Мы могли только есть рис и сидеть дома., Только потом, когда стало легче, мы все сорвались с места, все мы молодые люди. «Ямада, Чиба, Канаи и т.д. все». В то время многие уезжали. Это было с одной стороны, уехать это не плохо, но надо было что-то так же делать. Айкидо оказалось возможностью и выходом из ситуации одновременно.
В те времена с кейкоги под мышкой в новом мире полным возможностей! Немного сумасшествие, но это было, мы же были молоды.
- После всего вы стали ответственным за Айкидо в Европе. Как вы стали этим человеком?
Да. Да, и так «Ответственный» - это слишком громкое слово, в то время никого другого не было. Так стало, что японцы привезли сюда Айкидо. Это нечто традициональное в Японии, потому это нормально, что я как учитель айкидо чувствовал себя ответственным представлять японское Айкидо в Европе.
И я говорю только о себе.
- Вы правда говорите, что это слишком «громкое слово» быть ответственным за всю Европу, но вы же были полномочным представителем от Айкикай в Европе?
Да, да, конечно, я был самым старшим.
Глобально дела идут очень хорошо, Франция большая страна и часть Европы.
Сейчас это уже и часть Восточной Европы. Интересны так же США и Африка. Уже нет ничего изолированного, как раньше.
Всё стало ближе к АИКИ.
Восточные государства, которые меня приглашают, очень заинтересованы во мне.
- Сегодня существуют различные группы и организации, куда не посмотри. В Германии или во Франции. Наверно не всё так уж очень связанно с АЙКИ.
Да, это так выглядит, но когда ты молод, то пытаешься быть независимым и для этого приходится много учиться. Если человек молод, то идёт своей дорогой, с упорством и с силой.
Так же поступал и я, так поступает каждый. В таком случае если не быть осторожным, то интересы могут и пересекаться. Пути приводят к столкновениям интересов. Однако есть такие праздники, как рождество или кто-то умирает и тогда собирается вся семья.
Когда человек молод, он слишком категоричен и тогда возникают многие проблемы.
Часто люди думают, что-то чем они занимаются, является единственной правдой, а то чем занимаются другие это неправильно. Именно всё так и происходит.
В обществе всё точно так же, таким образом мы растём., это как правило. Сегодня же в 21 веке мы вынуждены это изменить и сама планета Земля не так велика.
Не достаточно места для таких убеждений, мы должны несколько изменить систему мышления и жизнь. Иначе места просто не останется.
Прежде всего, потому что мы говорим о АЙКИ и АЙКИДО! Мы должны быть первыми, которые это поймут.
Именно это и является АЙКИДО - признавать всех, это и есть айкидо. Обстоятельства всё больше и больше вынуждают нас к этому. Когда-то у нас просто не останется выбора, потому нам необходимо начать воплощать то, чему мы учимся годами.
Если мы не прекратим бороться «сами с собой», то всё, что мы делаем не серьёзно. Если я хочу развивать своё Айкидо, то я не приношу гармонии. В крайнем случае, это будет только ответвление, чем дальше, тем больше. Создаётся конкуренция самому себе, это круговорот. Это человеческая натура, которую мы должны побороть.
- Можете рассказать немного о технике. Изменилась ли техника после войны? Вы знаете что-то об этом?
Айкидо это Айкидо, в этом ничего не поменялось. Я думаю, то есть мне кажется…! Смотрите, вот лежит шоколад. Я вижу вас, но в моей голове шоколад. Вы видите шоколад и думаете о нём. Однако вполне возможно это совсем другой шоколад и всё же это один и тот же шоколад.
Для одного человека шоколад сладкий, а для другого это замечательная вещь, если так можно выразиться.
Я занимаюсь айкидо в своём фасоне и я думаю его так показывал и понимал О-Сенсей.
Это и моё представление, надеюсь, что так вам будет понятно. Для других же это значит, что О-Cенсей двигался так или иначе и делал, то или другое.
И так вы можете сказать, нечто изменилось или скажете, что ничего не изменилось.
Это очень интересно когда вы спрашиваете именно так. Ясно, что вы думаете как двигался О-Cенсей тогда. Я же воспринял это по-своему.
При этом я воспринял это не совсем верно потому, что тогда я не обладал достаточным уровнем. Мне кажется всё было вот так.
Если я сего его вижу на видео, его жесты и слышу его слова, то начинаю думать о том, что я плохо тогда понимал его и я надеюсь вы меня понимаете? Я ссылаюсь на свою технику иккё и фасон работы.
Человек продвигается, понемногу конечно, но надо меняться дальше, чтобы идти в правильном направлении. Сегодня я думаю так.
Интервью - Сенсей Нобуёши Тамура, часть 2 Продолжение следует. Все права на оригинальный текст в немецком языке принадлежат
http://www.aikidojournal.de/ Ремарка: Авторский литературный перевод с немецкого языка. Смысл фраз сохранился. Айкидо - журнал, № 41D, 1/2005, 10 год издания