Липица... поле богатырское.

Jul 06, 2011 16:04



Здесь должен был быть совершенно эпический текст о самой эпической битве Древней Руси. Пришлось увы поколдовать ибо самому особо сказать нечего. Это событие, случившееся 21 апреля 1216 года незаслуженно обойдено вниманием историков. Между тем, оно явилась одним из ярчайших в своё время. И сейчас события начала ХIII в могли бы стать сюжетом для неплохого исторического кинофильма или романа. Красочные описания сражения содержатся практически во всех русских летописях; обычно их называют “Повестью о Липицком побоище”. Битв вернее было две, одна ещё в 12 веке - с участием Всеволода Большое Гнездо, а вторая - это битва за его наследство.


Первые сполохи грозных событий, всколыхнувших в 1216 г весь Север Руси, показались пятью годами ранее, когда стареющий великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо решил перед смертью назначить уделы своим сыновьям. Старшему Константину он собирался отдать столицу княжества, следующему сыну Юрию - Ростов, Ярославу - Переяславль, Владимиру - Юрьев-Польский, а малолетним Святославу и Ивану подумывал назначить опекуна. 25 - летний Константин, князь Ростова с 1208 г, попросил у отца оба города одновременно. Всеволод отказал и пригласил сына на личную встречу. Когда тот не явился, раздосадованный родитель решился на беспрецедентный шаг: “снял“ старшинство в роду с Константина и по решению общеземского веча “вручил” его Юрию Всеволодичу. “Константин же, слышав то, поднял брови свои с гневом на братьев своих, особенно же на Юрия”. После смерти Всеволода (13 апреля 1212 г) его место занял Юрий, а Константин остался в Ростове и даже не прибыл на похороны отца. В 1213 - 1214 гг Всеволодичи трижды силой оружия пытались решить свой конфликт, и все три раза безуспешно. К 1214 г в Залесской земле наступило затишье: Константин остался в одиночестве, а все его братья сконцентрировались вокруг фактического великого князя.


Весной следующего года, приглашенный в республику, Ярослав Всеволодич Переяславский велел взять под стражу верных людей предыдущего новгородского князя Мстислава. В городе произошли волнения. Ярослав покинул берега Волхова и укрепился на Новом Торгу, и перекрыл подвоз хлеба. Тут-то и объявился в Новгороде былинный богатырь - князь Мстислав Удалой. Мстислав обойдя Торопец отрезал переяславца от баз и вынудил бросив часть войска бежать в Тверь. Под Тверью он разбивает его войско и идёт далее на восток. На Пасху 10 апреля дружины Мстислава, Владимиров и Константина объединились на Сарском городище. Князья заключили договор против Ярослава и остальных Всеволодичей.


В марте князь поверстал в войско практически всех боеспособных мужчин княжества, в том числе и крестьян (сегодня мы бы назвали это “всеобщей воинской мобилизацией” - кстати, первый известный на Руси случай). Использован был даже контингент верхнедонских бродников - предшественников казаков. Общий сбор всех сил состоялся во Владимире примерно в середине апреля. Около 18-19 апреля севернее Юрьева-Польского ополчения Юрия, Святослава и Ивана Всеволодичей встретились с Ярославом Переяславским. Их численность по тем временам была громадной - свыше 10 тысяч человек. Братья-Всеволодовичи имели четырёх - пятикратный перевес над силами новгородо-смоленско-ростовской коалиции, появившимися здесь во второй половине дня 19 апреля.
Сражение кстати началось не сразу, войско русское было растянуто и ещё пару дней собиралось и рассредоточивалось по позициям. Лишь к половине девятого 21 апреля "началась такая свара - сто процентов трэш-угара. Хоть снимай тут боевик - вой, пальба и матный крик"...
Накал был так силён, что новгородцы вышли на поле боя босыми и даже (!) нагими. Эпично, да. Размахивая топорами, они вместе с примерно таким-же макаром одетым князем Мстиславом Удалым (который в одиночку проехал 3 раза сквозь строй Всеволодовичей) порубили в капусту заслон переяславских крестьян, а те что не были порублены - начали в беспорядке разбегаться по лесам. Некоторые летописи говорят что во время всего этого трэшака - Юрий Всеволодович спал в шатре. И проснулся только к 12-ти когда битва перетекла уже практически под стены его шатра, да. Не, ну выпил вечерком человек шмурдяка для храбрости - с кем не бывает?)
К часу дня союзники пробились к обозу полностью разрушив построение Всеволодовичей. Ещё до этого Юрий и Ярослав быстренько сдрапанули бросив войско на произвол судьбы. Оставшиеся решили судьбу не испытывать и тоже начали разбегаться кто куда.
Юрий, бросив даже оружие и дорогой шлем незадолго до битвы ему подаренный, загнав трёх лошадей, в одной рубашке прибежал в стольный Владимир. Он тут-же попытался организовать героическую оборону чтобы видимо пасть жертвою в борьбе роковой но в городе остались лишь бабы да попы. Последних конечно гипотетически ещё можно было вооружить, но их было мало и идея провалилась. 24 апреля союзники неспешно подошли к Владимиру, и стали лагерем. 28-го Юрий капитулировал. Его отослали в Городец-Радилов, на Волгу. А Констатнин стал Владимирским и Ростовским князем.
Но ненадолго. Через несколько лет он умрёт, всё вернётся в то-же состояние. А потом придут монголы. Мстислав сложит голову на Калке. Юрий на Сити. А про Липицу где они когда-то сошлись - почти все забудут...

А может и не было ничего?

image Click to view



часть инфы осюда

Липица, Юрьев-Польской, 13 век

Previous post Next post
Up