Руднёво

Mar 30, 2019 00:24

Снова добрался до этого самого жж, и продолжаю оборвавшийся на самом интересном месте рассказ о прошлогоднем путешествии в Тульскую область. И приступлю наконец к самому главному сокровищу нашей поездки - лепестковому барочному храму в Руднёво.


Село Руднёво, Ленинского района Тульской области, расположилось вроде бы в самом её центре, и казалось бы должно быть на перекрёстке маршрутов - но нет. Находясь в трёх километрах от шоссе Тула-Венёв и в пяти от старой дороги на Каширу, оно что в старину, что теперь - глубокая провинция в которую никогда не свернут обычные путешественники, а зря. Тут возвышается - настоящий кусочек Эпохи Возрождения в Тульской глубинке, связанный в своей истории множеством нитей с Италией, Польшей и Австрией...
Впрочем, обо всём по порядку.

Для того что бы понять почему же он является шедевром и в чём его особенная ценность для отечественной истории архитектуры, надо понимать откуда у него «растут ноги». Сама идея лепесткового храма, является вариантом развития ротонд. Ротондальные храмы известны ещё со времён античности, и пожалуй самым знаменитым и эталонным из них является храм Афины в Дельфах:


Он выстроен в 540-е годы до нашей эры, на месте предыдущего, разрушенного оползнем и пожаром о коих сообщает Геродот. Достаточно быстро подобная форма разошлась по всему античному миру, и была достаточно популярна в Риме, некоторые из подобных римских храмов сохранились даже на всю высоту, например храм Геркулеса, построенный во II веке до нашей эры:


После принятия христианства многие языческие храмы стали христианскими, да и традиция строительства ротонд - никуда не ушла. Круг является универсальным сакральным символом, означающим целостность, единство бесконечности и законченности, а центр круга - предел покоя и высшего совершенства. Круглые формы выражают идею неба и напоминают, что Церковь Божия будет существовать бесконечно. Одним из выдающихся памятников этой переходной эпохи является мавзолей Теодориха в Равенне:


Выстроенный в 520 году, и увенчанный куполом из цельного камня он был не только усыпальницей, но и вполне себе культовым сооружением. Ротонды в Италии прижились, и стали развиваться в лепестковые храмы, апофеозом которых стала она:


Санта Мария дель Фьоре, во Флоренции, законченная постройкой в 30-е годы XV века. Подобная форма в Италии тогда была крайне популярна, и вместе с приехавшими при Иване III мастерами перекочевала в Россию и она. Был построен целый массив лепестковых храмов в Москве и окрестностях, из которых до наших дней целиком сохранился только один:


Это собор Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре, который был построен Алевизом - венецианцем Алоизио Ламберти да Монтиньяна в 1514-17 годах в духе центрических ренессансных храмов Италии. Но эта связь с итальянскими постройками - лишь одна из тех что кроются в этом храме. Феномен Руднёвского храма стоит рассматривать не только в связи с собором Петра Митрополита, но и в контексте других удивительных построек эпохи Нарышкинского и Голицынского барокко, и центрических храмов эпохи Петра I.
В Россия 1686 г. заключила Вечный мир с Речью Посполитой, и две ранее враждебных страны заключили союз против Османской империи, в котором участвовали также Австрия и Венеция. Этот Вечный мир стал прямым поводом для сближения русской культуры с культурой Польши, и шире - Европой в принципе. А на польской территории жило многочисленное православное население, для Москвы не бывшее чужим. В итоге - польская культура буквально хлынула в Россию. Уже в год заключения мира - появляется первый традиционный для будущего «нарышкинского стиля» храм типа "восьмерик на четверике", пока ещё лишённый декора, на подмосковном Рождественском погосте, недалеко от Домодедово. Два года спустя - надвратные храмы Новодевичьего монастыря, в которых мы впервые после итальянских построек времён Ивана III видим пусть и упрощённую, но ордерную систему.
Поскольку большую часть времени заказчиками были Нарышкины и близкие к ним роды - за стилем и утвердилось наименование "Нарышкинского барокко". В это самое время собор Высокопетровского монастыря был перестроен в соответствии с духом новой эпохи, но сохранением старой композиции:


Были растесаны и увеличнены в размерах окна, и на стенах красками изобразили пышные маньеристические орнаменты. В таком виде собор был заново освящен, после чего стал ориентиром для некоторых заказчиков церквей, желавших подражать царской семье. Одним из подобных стал Пётр Алексеевич Голицын, русский посланник в Вене. Из Вены он, вероятно, и пригласил архитектора, чьё имя история не сохранила, и по некоторым данным он и достроил в его подмосковной усадьбе Перово небольшую домовую церковь в стиле "Голицынского барокко", взяв за образец тот самый собор Высоко-Петровского монастыря:


Несколько лет спустя, по образу перовской была построена церковь в тульском Руднёво, даже более близкая к первоначальному облику своего прототипа и наиболее гармоничная среди всех подражаний. Пусть и "утонувшая" в поздних обстройках
А пока - немного фотографий:


2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10. Обстроен он был в несколько приёмов. Придел и колокольня были построены в 1755 году. С ними тоже не простая история - построены они в свою очередь были при Иване Степановиче Игнатьеве - русском посланнике в Италии, получившем большие дары от римского Понтифика. Такой вот круговорот итальянства.
Обширная трапезная и новая апсида в которых и "утонул" памятник - уже конца 19 века.



Руднёвский и Перовский храмы были настоящими ренессансными объектами, и апеллировали к классике, которой для России была не античность, а голландско-польская интерпретация классической традиции. К сожалению, в погоне за модой достаточно быстро произошёл переход у заказчиков от "польского", "нарышкинского" барокко и смещение симпатий в сторону прямого подражания голландской архитектуре, более скромной и менее выразительной. Руднёвский храм стал последним в котором были отражены вкусы уходящей, очень короткой но важнейшей для русской архитектуры эпохи.
Продолжение следует.

Тульская область

Previous post Next post
Up