Понятийное мышление

Apr 24, 2021 19:34


Если мышление надо развивать, то есть состояние мышления, с которого всё начинается.

Если сразу сформулировать итог почти вековых исследований таких ученых психологов и педагогов как: Лев Семёнович Выготский, Алексей Алексеевич Леонтьев, Пётр Яковлевич Гальперин, Василий Васильевич Давыдов, то человек обыденным мышлением - это выросший биологически ребенок без понятийного мышления. Или, говоря психолого-педагогическим языком, у большинства людей в детском возрасте не была развита понятийная компонента интеллекта, и эта неразвитость сказывается на мыслительной деятельности во всех сферах в старшем возрасте.

Именно понятийное мышление является зоной ближайшего развития ребенка, по Выготскому: «Таким образом, центральным для всей психологии обучения моментом и является возможность подыматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальною ступень... На этом основано все значение обучения для развития, а это, собственно, и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития» (Лев Семенович Выготский, Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство "Лабиринт", М. , 1999. с 233).

Как показал Л.С. Выготский и другие исследователи, понятийное мышление не созревает само собой с возрастом - оно есть продукт освоения культуры, освоение продуктов понятийного мышления, т.е. освоение науки.

Что происходит, если не дать развиться понятийному мышлению? Такой индивид:
● Не способен различать частное и общее, существенные и несущественные признаки,
● Не способен выделять причинно-следственные связи, адекватно прогнозировать развитие событий.
● Вместо категоризации используются эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны.
● Человек может образно представлять отдельные научные факты и положения, но последовательной логики и системы в изучаемых предметах он не видит.
● Не может переносить единичный опыт на задачи в других сферах жизни, не может вычленять общие принципы или паттерны поведения.

понятийное мышление, выготский

Previous post Next post
Up