В газете "Завтра" вот уже более полугода публикуется чрезвычайно интересный (и чрезвычайно тревожный) цикл статей (эссе, штудий) Сергея Кургиняна под названием "Кризис и другие". Впрочем, нет - это не цикл эссе или статей, а сериал, книга - в последовательных фрагментах. Мыслей - и весьма глубоких - в ней предостаточно, а к ключевым можно отнести, на мой взгляд, следующие:
- все разговоры о кризисе есть лишь разговоры, и тем более опасные, что никакого кризиса нет, а стоим мы (вся планета) на пороге КАТАСТРОФЫ (что далеко не синонимично неприятному, но не смертельному понятию "кризис");
- катастрофа эта не имеет некоего случайного характера, движение к ней (теперь уже практически неизбежное) не является результатом "просмотра" или "просчета", напротив: обрушивание планеты в бездну катастрофы носит вполне рукотворный (или, если угодно, "мыслетворный" и "духотворный") характер;
- в нашей с вами отдельно взятой стране на повестке дня стоит Перестройка-2, которая в сравнении с Перестройкой-1 ("катастройкой", по меткому выражению Зиновьева) может иметь один и только один результат: исчезновение даже урезанной и обглоданной по сравнению с Россией (некогда существовавшей) наличествующей ныне РОССИЯНИИ, населенной растерянными, потерявшими всяческие целевые и нравственные ориентиры, не слишком счастливыми (речь о той части страны, что за пределами Садового кольца и Рублевки) странными людьми с не менее странной национальностью "россиянцы".
Речь не идет о еще одной теории заговора. Кургинян, если и ведет речь о заговоре, то непременно снабжает его предикатом "метафизический" (лишь изредка спускаясь до гораздо более прозаического предиката "стратегический"). Весь цикл статей читать НУЖНО, несмотря на то, что Сергея Ервандовича бросает от строгих определений и весьма точных аналогий к неожиданным эмоциональным срывам (что вполне простительно любому гласу, вопиющему в пустыне - а это, поверьте, именно тот случай).
Однако последние две публикации
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/833/21.htmlи
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/834/21.html отличаются не только изрядной и жесткой конкретикой, не только тем, что речь в них идет о виртуальности (на самом глубинном уровне!) т.н. "русского лагеря", но и тем, что в этих двух статьях лоб в лоб сталкиваются мировоззренческие позиции выдающихся русских национальных мыслителей ХХ века: Бахтина с одной стороны - и Лосева (а равно и Аверинцева, да-да, осторожного в высказываниях аполитичного Аверинцева!) с другой.
Для меня же лично самое приятное в них состоит в том, что наконец-то четко, однозначно и доказательно (не без помощи Лосева и Аверинцева) был показан ужасающе деструктивный характер "смеховой культуры", "культуры карнавала" - да нет, не просто деструктивный, а САТАНИНСКИЙ. Как и абсолютно сатанинское ядро творчества ренессансного автора, чье имя без придыхания и произносить-то опасно - Франсуа Рабле. Автора, к которому я с младых ногтей относился с брезгливостью, граничащей с отвращением.
Непрекращающийся смех, иначе говоря ржачка (а там ведь и жрачка, и, простите, срачка - и это тоже нон-стоп) - всё это оказалось совсем, совсем не весело. Почитайте, господа. Уверяю вас, не пожалеете. И, может быть, поймете, что не подлецы-Соросы (хотя и у тех, конечно, свой интерес) вот-вот обрушат планету в пропасть. Непрекращающийся смех, сносящий напрочь все большие и малые ценности, обладает ужасающей энтропической мощью. Непрерывная цепь "ржачка-жрачка-срачка" успешно превращает человечество в гигантскую глыбу экскрементов. Те, что на нижнем конце "пищевой цепочки", уже прошли всю необходимую "обработку" от сложных (и иногда даже мысливших) организмов до вот того самого. В ржачно-пищеварительный процесс (с последующим выделением фекальных масс) пошли уже и элементы "среднего звена". Как там сказал один умник? "Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым"? Почти угадал. Со своим прошлым - и с самим собой.
Рабле и Бахтин, Куршавель и круглосуточные хохмочки по телеящику, радиоприемнику, утюгу и электрочайнику, дежурные по стране хохмачи и вытирающие слезы от хохота отбивные котлеты в зале и у экранов телеящиков. Пир во время чумы? Черта с два. То был пусть и бессильный, но ПЛЕВОК в рожу смертоносной эпидемии. Здесь картина куда как ближе к библейской. Содом и Гоморра. (С известным, напомню, финалом.) Но... а Рабле-то? Или даже черт с ним, с Рабле, но Бахтин?! Они-то КАК ПРИЛОЖИЛИСЬ?
Почитайте пару - ту самую, на которую ссылки - статей Кургиняна. Даже не обязательно весь цикл. Те, что еще не вымерли от счастливого хохота под выплясывание десятков трансвеститов с гармошками и балалайками, под ржачку "Камеди клаба" и дебильное "гы-гы-гы!" россиянских кинокомедий - так вот они и по этим двум фрагментам кургиняновского цикла поймут многое.
Самое, однако, печальное, что это будет понимание человека, летящего с пятнадцатого-двадцатого этажа. В том смысле, что финал полета он себе представит неплохо, но счастьем преисполнится вряд ли. Хотя наверняка найдутся и оптимисты, которые, пролетая мимо десятого этажа, пожмут плечами и произнесут: "Ну и что? Как по мне, так всё пока идет вполне нехреново!" Да оно ведь и потом, когда шшшмяк! - и мозги брызгами на пол-квартала - смеху-то будет! смеху! Всем карнавалам карнавал!