Комментарий к статье "Краткий перечень основных достижений постсоветской России".
Источник:
https://darkhon.livejournal.com/5117961.html Первая наша победа - исчезновение так называемого «русского пьянства».
Мир моего детства состоял из нетрезвых взрослых. Они лежали в пригородных канавах, как следует отдохнув перед водочным сном, они шли по улице, и их несло от одного края тротуара к другому, словно бы улица была палубой в шторм, они нетерпеливо толпились перед закрытым винным, и даже в интеллигентном окружении моих родителей рутинными были разговоры о судьбе того или другого приятеля: спился, вот-вот сопьётся, пьёт как не в себя.
Всё это красноносое несчастье пропало.
Мда, в весьма специфическом месте прошло детство журналиста... Что тут важно понимать:
1. Таки могло быть, но не везде же! И даже не "как правило". Скажем, К. Крылов как-то писал, что в его окружении в детстве отдирали б/у жвачки от асфальта и жевали, а в юности девушки отдавались за импортные колготки. Могло такое быть? Могло. Но у меня таких знакомых не было.
2. ОК, пусть так. Но это значит, что при СССР оный журналист смог вырваться из такого окружения, получить образование и так далее. Сравните с вероятностью сделать то же самое сейчас, родившись в таком же районе.
Вторая наша победа - сокращение уголовной культуры.
У нас был миллион заключённых в конце девяностых. Осталось - менее пятисот тысяч. Казалось бы, откроешь прогрессивные новости - и новый ГУЛАГ неудержимо валится нам на голову откуда-то с кремлёвских стен. Но уменьшение числа сидельцев вдвое - как раз за те годы, когда, по мнению яростной общественности, у нас погибла свобода, - как-то плохо соотносится с криками о стране-тюрьме.
Буквально то же самое - и с убийствами: за двадцать лет их стало более чем в три раза меньше.
В цифири лезть даже не буду. Укажу на ненавязчиво "забытое":
1. Напоминаю, что Медведев декриминализировал туеву хучу экономических преступлений, за которые полагалась реальная отсидка.
2. Убийства за 20 лет -- т.е. речь о нулевых. Т.е. окончании 90-х, когда как раз уничтожали социализм и навязали капитализм. Подтасовка.
Третья наша победа - это ценность жизни.
Советская женщина делала четыре-пять миллионов абортов в год. Русская женщина в годы расцвета «свободы» - два миллиона. Теперь - пятьсот с небольшим тысяч.
А ещё при Сталине у народа мобильников не было! И надёжных средств предохранения.
Естественное развитие фармакологии. Презервативы, спирали и всё такое -- ненадёжны, первые поколения гормональных имели дикие побочки, а сейчас -- всё доразработали.
Четвёртая наша победа - прямо связанная с предыдущей, но такая значительная, что о ней следует сказать отдельно, - это конец войны призывной армии.
Интеллигенция любит разоблачать приключения нынешних кондотьеров, которые от лица России участвуют в колониальных войнах арабского и африканского мира. Тут есть какая-то тайна - и, значит, умалчивание о потерях, и, надо думать, всегдашнее воровство.
Но вот о чём интеллигенция глухо молчит, так это о том, что кремлёвская тяга к найму лихих людей для экзотических авантюр - значит для русских семей, где есть дети-призывники, и куда в прежние времена из Афганистана и Чечни регулярно приходили гробы.
Родина больше не жертвует бесплатными солдатами где-то в горах или пустынях. И в бой теперь идут те, кто туда хочет идти, и кому за это платят.
С одной стороны -- верно, поскольку воевать должны те, кто желает. С другой -- воевать должны хоть как-то уметь все мужчины, чтобы в случае чего защищать Родину. Да, был такой вот перекос, когда отправляли в "горячие точки" просто призывников. Более того -- потом ещё и кидали их на тему непризнания ветеранами и т.д. Увы.
Но тут есть подленькое смешение Афганистана и Чечни -- это, мягко говоря, не одно и то же. Не буду уточнять, а то 282.
Пятая наша победа - это забытый террор.
Считается как бы само собой разумеющимся, что мы ездим в метро, летаем из точки а в точку б, можем зайти на вокзал, оказаться на мюзикле - и ничего не произойдёт.
Офигеть и не встать! В СССР про терроризм слышали в основном в рубрике "их нравы" про Запад, а реально теракты были единичными (вспомнилась армянская бомба из утятницы в метро).
Обратите внимание: тезис внаглую по стандартному анекдоту про раввина "тесно жить -- купи козла, а потом избавься от него".
Наша шестая победа - это вежливость.
Жизнь советского человека была заполнена хамством и унижением. Магазины и учреждения, коммунальные квартиры и трамваи, - везде умение лаять на ближнего или терпеть лай окружающих, а также и самые нелепые запреты и отказы, - было естественным свойством, и стиль общения, когда-то созданный Зощенко, держался ещё полвека.
А потом что-то незаметно переменилось - и вечное, казалось бы, «вас много - я одна» куда-то делось, и сохраняется теперь в самых потайных, антикварных, если угодно, уголках общества.
Я не в курсе, что там насоздавал Зощенко. Но унижение -- это явно из первого пункта, вот так журналисту не повезло.
Но.
1. Во всяких подобных ситуациях по собственному опыту знаю: очень важно самому уважать контактёров, будь то продавшицы или милиционеры. Обычно такие вот "хамства и унижения" идут от восприятия "клиент всегда прав!" и первым воплем "вы должны меня обслуживать!!!". Да любой программист подтвердит: всегда прав сервер.
2. Есть культурная разница: интеллихент воспринимает продавцов, официантов и т.д. как прислугу, по-капиталистически.
3. Сюда же -- двуличная западная (и восточная) улыбка.
4. Надо отличать естественную вежливость при приятном взаимном общении и вынужденную, ибо иначе уволят. Если кто не в курсе: в СССР безработицы не было.
И всё больше людей неподвижно стоят на пустой улице, когда горит красный.
...что указывает на возросшую роль дрессировки против разумности. Разумный индивид будет учитывать трафик.
Наконец, наша седьмая победа - то неоднозначное достижение, что наглядно свидетельствует о достигнутом благополучии, и в то же время грозит бедой, если не повезёт.
Это беззаботность.
Первые послесоветские четверть века прошли у нас под девизом - «никогда больше». Битые, измученные и обученные всему самому тяжкому, что бывает в жизни, русские люди боялись возвращения к худшему: голоду и войне, нищете и репрессиям, хаосу и распаду. Они жили по принципу меньшего зла: пусть будет не очень хорошо, но терпимо, лишь бы не стало хуже.
Это была мудрая, хотя и невесёлая, тусклая логика.
И вот пришло время для поколения, выросшего уже в теплице, а не в канаве с крапивой.
Для поколения, которое уже не помнит ни танков в городах, ни военной цензуры в газетах, ни номеров на ладони в очереди на отоваривание талонов, - и не хочет жить, ориентируясь на мораль в жанре «лишь бы не».
Им кажется, что свет, тепло, еда, мир и относительная предсказуемость - это та данность, которую невозможно отнять, и надо требовать большего.
А вот тут очень важно не смешивать уверенность в завтрашнем дне и беззаботность.
В СССР вы могли быть уверены, что не останетесь без жилья, без работы и т.д. и т.п., вплоть до качества продуктов, которые сейчас называются "экологичными" и стоят в несколько раз дороже. Не говоря уж о всякой толерастии, ювенальной юстиции и проч.
А сейчас -- да, беззаботность. Набор кредитов -- очень наглядный пример.
Да и честное "Им кажется, что свет, тепло, еда, мир... - это та данность, которую невозможно отнять" -- именно что КАЖЕТСЯ.
Да, "лишь бы не было войны" сыграло свою отрицательную роль. Но вот беззаботность как нечто положительное...
dimon_hyper:
После последнего абзаца было бы смешно. Если бы не было так грустно. Чего-чего, а беззаботности точно нет. Наоборот, есть чувство безнадёги. Свет, вода и тепло пока что есть - но цены на них становятся всё неподъемнее. Мелких банд из 90-х больше нет. Ну, почти нет. Вместо них теперь есть крупные - с которыми так просто не договоришься, а возможности и аппетиты которых с каждым годом растут. И самое главное, не видно даже предпосылок, почему в будущем могло бы стать лучше.