…Самое сложное в прогнозировании будущего - вовсе не представить его светлый, позитивный вариант. Это как раз многим неплохо удается.
Самое сложное - представить (я уже не говорю - описать) переход к этому варианту…
Источник:
http://blau-kraehe.livejournal.com/323563.html На самом деле сейчас есть очень много интеллигентных, добрых и хороших людей, которые в целом склоняются к социализму. Капитализм им неприятен, олигархи - омерзительны, буржуев средней руки они ощущают как нечто чуждое себе и малопонятное. Зачем нужна вся эта "собственность", "банки", "фирмы", они не очень понимают вообще. Под социализмом понимают улучшенный вариант СССР - без очередей, дефицита, бюрократии и цензуры, но со свободным выездом.
Им кажется, что как-то так в итоге все и случится. "Интуитивно понятно", что все это произойдет само собой. Ведь подавляющее большинство культурных, интеллигентных людей или хочет этого, или легко с этим согласится. Если эти люди имеют понятие о марксизме, они также слышали об исторической неизбежности перехода к социализму.
То, что для смены формы собственности необходимо насилие - об этом думать трудно. Кто и как будет применять это насилие? Мир вокруг так радостен, светел и приятен, несмотря на определенные неудобства и неурядицы. Все как-то живут, как-то устроились, ничего особенно страшного вокруг не происходит. Зачем же устраивать какие-то революции, да и кто будет их устраивать?
Все нормальные люди живут себе спокойно. В крайнем случае, можно заняться политикой в рамках системы, мы же при демократии живем. Но и то непонятно - зачем? И так все хорошо.
Вот примерно так же я представляю себе русских интеллигентных людей году этак в 1912-13м. Все вокруг так хорошо! Так спокойно. Все устроены, мама, папа, семейный особняк или большая квартира в Петербурге, свадьбы, крестины. И вальсы Шуберта, сами понимаете, и хруст французской булки. Расцвет поэзии и духовности. Лакеи, кухарки, извозчики - вроде бы довольны своим положением и тоже неплохо устроены. Ну еще есть крестьяне какие-то, мы их видели, когда на дачу ездили летом, но они вроде бы тоже живут неплохо - смеются, рожают детей, жизнь как жизнь.
И даже когда уже война, даже уже в 1916м году - ну хорошо, где-то там война... какие-то знакомые офицеры там были и рассказывают ужасы. Но нас-то это никак ведь не касается? Продолжаем хрустеть булкой.
И вдруг - внезапно! - ужас! Революция, голод, а потом вообще какая-то Чека, расстрелы, выселения... гражданская война. Дети умирают от голода, гимназистки-проститутки, все рушится, сожгли библиотеку в усадьбе. Да откуда все это взялось? Все же нормально было, хорошо. Не иначе - злобные инопланетяне (евреи, китайцы, латышские стрелки). Заговор!
А с другой стороны крестьяне: 10 человек в избе, регулярный голод, хлеб с лебедой в "хороший год", 50% детской смертности...
Крестьяне - они про социализм не знали вообще ничего. Если рабочих еще большевики агитировали, то в деревне попросту копилась ненависть. Которая и вылилась, когда крестьяне пришли с войны - с оружием.
Народ восстает не тогда, когда ему нужен социализм и "светлое будущее", он восстает, когда уже нет никаких сил терпеть. И их не стало. Для народа насилие было естественным и привычным с колыбели до гробовой доски. Народ жил в ситуации постоянного насилия над собой. "Разогнет он могучую спину, и на бар, на бояр и на прочих господ он поднимет родную дубину" - это ведь не для красного словца. Где-то так оно и случилось. Как всегда случается. Насилие порождает насилие - это прежде всего относится к революциям, сами по себе (или под влиянием злобных инопланетян/коммунистов) люди не восстанут. Восстают прежде всего жертвы насилия, еще сохранившие волю к борьбе. Раньше эти жертвы не существовали - жертвы насилия никогда не существуют в публичном пространстве, разве что изредка в нем возникая, как медийный повод, чтобы немедленно снова нырнуть на дно - кому они нужны, кому интересны? Пусть сами устраиваются как хотят.
Но в один прекрасный день они "вдруг" начинают существовать.
Народный бунт - темная стихия, гнев этот праведен, но не разумен, оседлают и направят его те силы, которые в данный момент окажутся мощнее, организованнее и тем самым привлекательнее для восставших. В 1917м году нам повезло.
Но ведь и сейчас - пусть хорошие добрые интеллигентные люди этого не видят - ворочается в мире темная гигантская масса миллиардов отчаявшихся людей.
"Только не надо насилия" - а насилие над миллионами детей, работающих на фабриках - это ничего? А сотни тысяч женщин и девочек в рабстве? А войны, которые "нас не касаются"? Голод? Отсутствие медицинской помощи? Массовая нищета?
Да что там: достаточно в развитой богатой стране поработать некоторое время на складе фирмы вроде Амазона - и ощущения от жизни будут совсем другие. Боль в собственных ногах и спине - это не та вещь, которую можно игнорировать. Которая неизбежна - неизбежна для миллионов людей даже в богатых странах! А как понять отчаяние молодого парня или девушки, которые никогда не найдут работу, и у них не будет перспектив нормальной жизни потому что в их стране молодежная безработица 80%? Как почувствовать отчаяние матери, потерявшей ребенка при очередной "демократической" бомбежке?
Так что будет насилие. Оно есть сейчас, оно массовое и во многих случаях вопиющее и непереносимое, и оно со временем обещает только расти. Потому что уже говорят о новой мировой войне, к ней уже готовятся. Никто не хочет этой войны, ни один человек - но она, видимо, будет.
И тогда "вдруг, внезапно" откуда-то появятся миллиарды несуществующих сейчас - или существующих где-то в подсознании общества - озлобленных, озверевших людей. Которые придут взять то, что у них отняли. И эти люди будут совсем не так хороши, как их представляют. Их гнев будет праведным, но не разумным. Их головы будут полны мусора и предрассудков, и знать они будут только одно - кто-то должен ответить за все, что они пережили!
И хорошие, интеллигентные люди станут возмущаться тем, что эти бывшие жертвы "ничем не лучше", что они - убивают, что они построят, возможно, лагеря, и уж точно не станут церемониться с чужой собственностью. Какой же это коммунизм, возмутятся хорошие люди! Мы думали, коммунизм - это как у Стругацких, а это бандиты какие-то!
Вот поэтому очень, очень трудно представить себе переход от нашего состояния - к социализму. Точнее, представить себе можно - но не хочется. Очень не хочется. Наоборот, хочется, чтобы на этот раз все было тихо, гуманно, разумно, "не как в 37м году".
Да, будет не так. Будет хуже и страшнее. И в здравом уме этого никто не захочет.
Разве что те, кому нечего терять, кроме своих цепей.