КИНО - Конец Каникул (1986)

Sep 10, 2008 01:15


В 1986 году для Виктора Цоя, Юрия Каспаряна, Игоря Тихомирова и Георгия (Густава) Гурьянова началась новая полоса в жизни - съемки в кино. Правда, тогда ребятами заинтересовался только один молодой кинорежиссер Сергей Лысенко, который решил снять дипломную работу про русский рок.

На четвертом курсе Лысенко (1984 год) впервые услышал песню “Время есть, а денег нет” и подумал про себя, что это идеальная киномузыка. Потом ему как-то позвонил Роман Альтов, в последующие годы - организатор почти всех концертов “Кино” на Украине (“крестный отец” украинского шоу-бизнеса) и пригласил его к себе прослушать свежие записи с Ленинградского рок-фестиваля. Это были песни “Кино” из альбома “45”. Вот с тех пор Сергей Лысенко и задумал сделать фильм о советской рок-музыке. Позже он с Альтовым поехал в Питер к Цою. Встретиться в Ленинграде с Виктором помог президент Ленинградского рок-клуба, который, узнав о цели визита гостей из Киева, организовал им встречу с Цоем в кафе, которое называли “Сайгон”. Это место часто посещал Виктор с друзьями. Киевляне пришли туда чуть раньше, взяли кофе и стали ожидать Цоя, абсолютно не зная, как он выглядит. В кафе пару раз заходили парни восточного вида, но на Виктора по описанию не похожие. Когда появился Цой, Лысенко его сразу узнал. Он был одет весь в черное, высокий, с уверенным взглядом. Прочитал сценарий фильма и сказал, что ему это понравилось. На следующий день они встретились в рок-клубе на Рубинштейна, 13. Цой пришел вместе с Каспаряном и Густавом. Им также понравился сценарий, и группа “Кино” согласилась на съемки.

Итак, после фестиваля в ДК “Невский”, летом 1986 года “киношники” прилетают в Киев сниматься в своем первом фильме “Конец каникул”. Сначала Лысенко удивлялся, насколько эти четверо были похожи в поведении и во многом единодушны. Шутили и дурачились они тоже вместе и по самым незначительным поводам: например, поднимаются на лифте на десятый этаж киевской гостиницы “Славутич”, где они жили, и вдруг хором начинают считать этажи, которые проехали: “Два... Три... Четыре... Пять...” Казалось, им было все равно, что о них подумают другие...

По приезде в Ленинград на встречу с Цоем и ребятами Сергей Лысенко засомневался: а поедут ли ребята в Киев? Тогда ведь все боялись радиации - недавно взорвалась Чернобыльская АЭС. Молодежь всегда смотрела на вещи проще, и Цой с ребятами прилетел в Киев: он был человеком слова. Когда Лысенко с Альтовым встречали их в аэропорту тем летом 1986-го и увидели, как “киношники” уверенно вышли из самолета, то переглянулись между собой и сразу поняли: что-то будет. Даже не столько во внешнем виде было дело, - вспоминает Лысенко, - сколько в них было энергии! Да и - странное дело! - люди, проходившие мимо нашей компании, все время головы поворачивали. Цой поначалу недоумевал: почему все оглядываются?

Темные, подернутые мелкой рябью свинцовые волны киевского озера Тельбин. Холодный противный ветер. Одиноко стоящее дерево на песчаном берегу озера. Вдалеке медленно по песку идут трое. Останавливаются в шаге от камеры и смотрят в объектив - кажется, прямо на тебя. Один из них Виктор Цой. Это первый кадр первого фильма в жизни рок-группы “Кино” - “Конец каникул”, снятого чернобыльским летом 1986 года в Киеве студентом-пятикурсником режиссерского факультета Института культуры Сергеем Лысенко в качестве дипломной работы.

В то время в Украине о “Кино” знали лишь понаслышке. Тем не менее, в первый день съемок пришло такое количество народу, что съемочный процесс пришлось отменить. За эту студенческую короткометражную работу ее автора, идеологически выдержанные преподаватели вуза решили “завалить” за пропаганду идей, чуждых советской молодежи. Вокруг ребят в Киеве сразу возник небольшой водоворот, - все-таки в союзной рок-тусовке Виктор уже был человек известный. Киевский рок-тусовщик Саша “Шериф”, который старался по мере возможности оберегать их от эксцессов, устроил им один “домашний” концерт в Киевском Доме ученых. Первый концерт “Кино” в Украине проходил в маленьком зальчике на 80 человек. Каким-то образом о нем прослышала киевская тусовка, в результате чего в тот вечер приличное количество молодых людей толпилось у парадного подъезда внизу.

Тогда, после показа готового фильма в институте, члены комиссии начали усиленно “ломать” Сергея Лысенко, предлагая “исправить” фильм - подвести его к борьбе с империалистическими силами или ввести в фильм сцену комсомольского собрания, где все дружно осуждали бы Цоя. Но Сергей, несмотря на то, что понимал, - упорствуя, он просто завалит свою дипломную работу, - все-таки отказался переделывать “Конец каникул”. Диплом он действительно завалил, но свою точку зрения отстоял. Позже Лысенко вспоминал, что именно месяц общения с Цоем вселил в него дух свободолюбия и помог отстоять свою правоту. И потом, несмотря на такой финал своего режиссерского дебюта, о месяце, проведенном с Виктором на съемочной площадке, Лысенко никогда не жалел. Благодаря Цою и “Кино” он познакомился с совершенно иным отношением к жизни. Наконец-то настал последний день съемок “Конца каникул”. Сергей Лысенко едет к Роману Альтову домой вместе с Виктором и еще одним парнем и девушкой, снимавшимися в этом фильме. Сидели у Альтова до двух часов ночи, говорили “за жизнь”, потом кончились сигареты, и все впятером вышли на темную улицу, стояли под фонарями, останавливали машины и “стреляли” сигареты.

Наверное, если оценивать первый фильм Сергея Лысенко с позиций сегодняшнего дня, то он может показаться наивным, несерьезным, лишенным единой сюжетной линии, кому-то - вообще лишенным всякого смысла, где-то даже “детским” по сравнению, скажем, с “Ассой” или “Иглой”, но прелесть этой ленты в том и заключается, что именно от “Конца каникул” берет свое начало путь Цоя в кино. В этом коротеньком фильме Виктор остался таким, каким был в далеком 86-м и, возможно, именно в нем Цой меньше всего втиснут в образ супермена. В этом фильме использованы четыре песни “Кино”, одной из которых - “Раньше в твоих глазах отражались костры...” - нет ни в одном альбоме группы. Жаль только, что Виктор полностью смонтированную ленту так и не увидел.

p.s. текст не мой, копирайтов не искал.

musique, movie

Previous post Next post
Up