Джейн Остен. Нортенгерское аббатство.

Aug 23, 2013 14:37



«Я прочитал «Удольфо» за два дня,
всё это время у меня волосы стояли дыбом»
Самый последний для меня роман Остен, самый короткий и самый лёгкий и ироничный, на мой взгляд. Потому что это история о фантазёрах самого разнообразного свойства и природы. Вообще, благодаря романам этой почтенной дамы я почти готова отказаться от своей глубокой убеждённости в том, что литература - никак не женское призвание. Не как читателя, нет, в этом смысле как раз очень даже женское, но отнюдь не как автора, потому что в этом случае я полна скепсиса. Но готова признать для себя Джейн Остен великолепным исключением.

Но я говорила о фантазёрах. Безусловно, фантазёркой номер один в романе является главная героиня мисс Морланд. Её пример - наглядное пособие тому, что бывает, когда дурно выбираешь себе список для чтения. Ярая поклонница мистики, историй с мрачными тайнами и жуткими привидениями при участии роковых, коварных и оттого прекрасных соблазнителей и соблазнённых невинных дев, мисс Морланд легковерна и наивна, с лёгкой руки своей буйной и неукротимой фантазии готова перенести воображаемый мир её книжек и снов в реальность. Всюду ей чудятся коварные интриги, тщательно скрываемые страстные преступления, призраки, жаждущие справедливости и отмщения. Но она так молода, так искренне неопытна и непосредственна, что ей легко и со снисходительной улыбкой прощаешь все её заблуждения и ошибки.

Фантазёром другого характера, заслуживающего лишь порицания, является глава семейства Тилни, в своём стремлении добиться выгодной партии своему сыну готовому поверить непроверенным слухам и сплетням и насочинять воздушный замок, а убедившись в собственной ошибке, повети себя низко, грубо и подло, даже не задумываясь марая доброе имя своей достойной фамилии гадким поступком. Безусловно фантазёрами являются и Торпы. Изабелла, почему-то сначала нафантазировав своему жениху благодетелей, а разочаровавшись в своих фантазиях, размечталась о мнимом благородстве «прекрасного офицера». Эта девица вообще неподражаема в своей фривольности и спонтанном поведении, потрясающий человек настроения и сиюсекундных обстоятельств. Её братец Джон вообще неописуемый субъект - несёт фантастическую околесицу и, кажется, даже верит в неё сам, а уж поступает совсем из рук вон беспардонно.

Почти все герои романа так или иначе в большей или меньшей степени созданы автором с улыбкой и иронией, они как игрушки, расставленные ловкой рукой и приводимые в движение с расчётом на любопытный и развлекательный итог. Как замечательно создан персонаж миссис Аллен, состоятельной и праздной, стареющей, но пустопорожней дамы. Как забавны её причуды и прихоти, какой милый вздор она изрекает. Переворачивая страницы этого романа, невольно отмечаешь, как сама Остен снисходительно, но добро улыбается, наблюдая за своими героями.
Да, и так много прочтя о последствиях, нанесённых романами Льюиса Мэтью Грегори и Анны Рэдклиф, мне невольно захотелось самой увлечься сюжетами «Тайн Удольфского замка» и «Монахом». А что, быть может и меня, как и Кэтрин Морланд, начнут посещать роковые фантомы?)))

Невозможно упустить своим вниманием и экранизацию этого романа, которую я увидела задолго до прочтения самой книги. Надо отметить, что по сравнению с блестящими и дорогими экранизациями других романов Остен, эта выглядит более чем скромно. Но, к её достоинству, создатели удивительно чутко подхватили авторский лёгкий ироничный посыл, что кино получилось на загляденье очаровательным. Как комично, легкомысленно и забавно выглядят зарисовки грёз и сновидений главной героини, как много в них тайных страхов и преступных, но желанных, надежд юной девушки той эпохи, о которых ей стыдно сказать, но невозбранительно мечтать и грезить. Удивительные зарисовки, красочные и томительные, прямо по Фрейду.

Как очаровательна Фелисити Джонс в роли Кэтрин Морланд, как она трогательна и наивна, не красива, но мила в своей сердечности и непосредственности, с каким жаром она отстаивает свои фантазии и мечты. И как бесподобен Джей Джей Филд в роли Генри Тилни. Как он бесспорно благороден, абсолютно положителен, терпим и сдержан ко многим безрассудствам героини, какая обворожительная и обаятельная у него улыбка, мягкая, способная заставить таять самую твёрдую глыбу льда. Моё женское сердце зрителя безоговорочно сдалось и отдано ему безвозвратно и насовсем. Лучшего Генри Тилни представить просто невозможно, я не смогла смотреть на него спокойно.
Очень понравилась Кэри Маллиган в роли Изабеллы, этакая смазливая непоседливая вертушка, зверёк хищный, но глуповатый, оттого и не опасный. Яркий и характерный, замечательно созданный этой актрисой образ, запоминающийся. А вот Уильям Бек воплотил весьма нестандартного Джона Торпа, далёкого от оригинала, но, впрочем, не лишённого особого обаяния. В его исполнении этот персонаж получился грубым, презирающим условности и приличия, несдержанным, но при этом опасным и роковым. Не случайно именно Джон Торп является постоянным героем девичьих грёз мисс Морланд, отрицательным, но при этом привлекательным и манящим.

Кульминационная сцена изгнания главной героини по воле самодура тоже является неким самоуправством создателей фильма, взявшим на себя смелость поместить мисс Морланд одну в ночи буквально на большой дороге, предоставленной своей скорбной судьбе. Безусловно, это ситуация гиперболизированного драматизма, но удачная, на мой взгляд, и к вольному прочтению этой части романа у меня нет претензий. Равно как и к финальной сцене. В романе есть прямое указание на то, что Генри полюбил Кэтрин и вообще обратил на неё своё внимание только потому, что именно она простодушно и откровенно выделяла его, полюбив. Экранизация же ясно свидетельствует о том, как Генри оказался покорённым почти сразу же после встречи на балу в Бате. Условная учтивость, приличествующая молодому человеку той эпохи, скажете вы? - Пожалуй, с вами я не соглашусь.))


Экранизация, Книги, Классика, Муви

Previous post Next post
Up