Винил: Berlioz "Symphonie Fantastique" (Leonard Bernstein, New York Philharmonic) (1964)

Oct 10, 2016 22:32



Сначала я расскажу две истории.

Первая. Недавно сидели с дочерью (8 лет) что-то делали (какую-то творческую разновидность уроков) она попросила включить музыку, но русскую. Я говорю: фу ты чёрт. Ну я, говорит, в иностранной слова не понимаю, а хочется знать о чем они поют. Разумно - соглашаюсь. Включи мою любимую - просит. Включаю. Слушаем. Через некоторое время предлагаю: давай теперь моё попробуем. Не понравится - выключим. Разумно - соглашается, включаем.

Слушаем Дженис Джоплин (видео-выступление). Дочь чуть отвлекается, замирает, смотрит.

"О чем она поет?", "О любви. Знаешь, почти все песни на всех языках в разных жанрах - о любви", (улыбается)"По ней видно, что песня о сложной любви".

Да, это действительно видно - вы же знаете Дженис.

Вторая. Сегодня дочитал сборник рассказов Трумена Капоте. Дойдя где-то до середины сказал своей девушке "Я, конечно, всё понимаю - и ладно и стройно и четко до одурения - но не втыкает. В другой раз, если захочу рассказы, Чехова предпочту".

Буквально через день, возбужденно делюсь "Сегодня прочитал мощнейший рассказ Трумена Капоте!".

И вот, дочитав весь сборник, я подумал - почему же тот рассказ на столько сильнее (исключительно по моему мнению)? И мне пришла в голову простая мысль "А может быть там всё правда?". Ну да, я знал, что Капоте совсем не чужд (и даже больше) авто-(и просто)биографичности в своих произведениях, но тут я подумал - может быть полностью?

И, знаете, да. Многое. Включая имена. Секрет рассказа был в том, что он был наполнен настоящей искренней любовью (что в особом случае Трумена Капоте редкоценно).

И всё таки Берлиоз. К "Фантастической симфонии" я пришел через ее программку. Программку? Да, это изобретение 26-ти летнего нахала. Он написал текст к симфонии и опубликовал его в парижской газете (еще до премьерного исполнения). Ох, там народ позлословил вслаааасть. Все узнали главного героя.

Лирический герой произведения, молодой человек влюбляющийся, мучающийся, терзаемый, изнываемый... Убивающий! Убивающий?.. Видимо убивающий свою возлюбленную... Ведомый на казнь, дробь, барабаны! колокола!.. Удар!
Шабаш?! Она??!!! Главная, дьявольски, адско-смеющаяся героиня шабаша ведьм! Dies irae на шабаше ведьм!

Да, это всё был сам Берлиоз и его любовь к отвергшей его возлюбленной. Истинные чувства молодого гения.

Но текст текстом, а что внутри, да? Внутри еще ярче! Оказалось, что это не просто текст. Берлиоз написал подробную раскадровку. Именно такое чувство возникает когда слушаешь музыку и всё что раздается из колонок идеально соотносится с каждым последующим предложением. "Вот у него проскочило дурное предчувствие", "Вот гроза", "Вот пастухи".
"Фантастическая симфония" вырывается на какой то совершенно иной уровень, выделяется в новый (так в общем и было) субжанр. Это уже что-то между симфонией как таковой и оперой(!), как театрализованным визуализированным действием.

То, что создал 26-ти летний Берлиоз с трудом поддается описанию и совершенно точно является одним из самых эмоциональных музыкальных произведений. Я под большим впечатлением.

рецензия, leonard bernstein, винил, berlioz, -classic, 60-е

Previous post Next post
Up