Не все так просто

Aug 02, 2015 22:13



Давно я о кино не писал, а ведь столько прекрасных фильмов посмотрел! Прежде всего погрузился во французскую новую волну. Начал, если правильно помню, с "Мужчины и женщины" в кинотеатре - и понеслось! Трюффо, Годар, Лелуш...

Но о просмотренном я уже писать не буду. Не срослось, так не срослось - как бы прекрасно оно не было. Давайте лучше о человеке с дагерротипа. Зовут его Уильям Харрисон Хейс. А славен он так называемым "Кодексом Хейса". Что это? Это кодекс норм и правил принятый в Голливуде в 30-е годы. Собственно цензура была и до того, Уильям обобщил, подитожил и оформил. А студии приняли на вооружение. Т.к. общество в Америке свободное, то были лишь предписания и, ни в коем случае, не правила. Правда, в свободной стране прокатчики выпускают в прокат что хотят и если некий фильм не удовлетворяет неким правилам, то допустимо принять некие меры.

Правила достататочно жесткие:
- нельзя показывать преступления и прочий мрак так чтобы это нравилось зрителям
- нельзя не уважать закон
- нельзя издеваться над религией
- нельзя показывать преступления так, чтобы их можно было повторить (никаких руководств по изготовления взрывчатки из, например, мыла)
- никакой порнухи, обнаженки или срамных танцев. Даже поцелуи строго регламентированы по своей длительности
- брак - высшая ценность, разврат - зло
- никакой однополости, никаких родов
- большие ограничения на мат

Согласитесь жёстко. Снимать в таких условиях задача не из легких. Но, как говорится, было б желание, была б выгода, был бы талант - тогда и рамки не помеха.

В общем, я о нуаре. Жанр кино зародившийся в начале 40-х в Америке и в ней же в конце 50-х сошедший на нет.

Помнится, когда то видел картинку со схематичным изображением всех возможных жанров и поджанров кино - какой из какого вышел и какой породил. Так вот нуар пришел из ниоткуда и ушел в никуда. Как-то сам собою возник, вспыхнул и погас ничего не оставив. Странно это.

Ах, да, про Кодекс Хейса я к тому написал, чтобы было видно, что снимать и творить приходилось под неусыпным контролем киностудий. С одной стороны ты хочешь показать злодея, с другой стороны - твой злодей не имеет права орать в камеру "Положу пидарасов!". Ты хочешь предоставить зрителю образ женщины-вамп, но эта женщина не может сделать ничего предосудительного в кадре. Ты хочешь показать интриги, но при этом внешне настаиваешь на том, что семья - есть вечная и непреложенная ценность. Хочешь показать любовь, но без рук и без должных по силе поцелуев.

Кроме всех этих вынужденных ограничений сам жанр тоже обладает достаточно четкими, узнаваемыми формами - как в сюжетном, так и в визуальном плане (причем, я даже не знаю, что в нем более характерно - визуальная или сценарная составляющая).
В советской энциклопедии нуару дается такое определине: "Приключенческий фильм с сильно трансформированным содержанием и этическими установками жанра. В центре повествования находится герой, в большинстве случаев частный детектив, к которому враждебны как преступный мир, так и "добропорядочное" общество. Чаще всего герой побеждает в столкновении с противником, однако вынужден при этом подчиниться правилам общества, считающего преступления нормой, что способствует полярной оценке моральных установок героя".

Если окунуться в Википедию, то можно еще таких цитат надергать:
- атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма
- стирание грани между героем и антигероем
- относительная реалистичность действия
- большинство сцен - ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны
- женщины обычно выступают как лживые персонажи
- в кадре преобладают вертикальные и косые линии
- освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере
- камера часто запечатлевает героев либо место действия широкоугольным объективом, с непривычно высокой либо низкой точки съёмки
- методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу, а не суета, погони, потасовки
- естественная "среда обитания" не отягощённых моральными принципами героев - большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр
- сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации

Вот как то так. Говорят (та же Википедия пишет), что весь этот кино-мрак возник на фоне сложного военного времени. Не до веселья было. А чуть людям к 60-ым полегчало, так сразу цинизм с пессимизмом оплетенные черно-белой тьмой улиц остались не удел.

Однако 20 лет (на самом деле 10, потому что 1940-1945 все только разминались и фильмов там раз-два и обчелся, а в 1955-1960 все уже почти прекратили и фильмов там раз-два и обчелся) срок не малый. И нуар успел даже эволюционировать в самом себе. Так вначале это был "ранний нуар" - такой плавный, но быстрый переход от гангстерских фильмов к своим нормам. Потом "зрелый нуар". И, наконец, "поздний нуар".

А теперь самое время сказать, что я ничего не знаю о нуаре. Всё что написано выше - мною либо прочитано, запомненно и пересказано, либо процитировано. Но у меня всегда глаза чесались по нуаровой картинке и, частью, по циничным характерам главных героев.
Поэтому я скачал себе много фильмов и, может быть за несколько лет их посмотрю. Надеюсь буду о них здесь писать.

Всех целую)

кино_нуар, кино

Previous post Next post
Up