Темная Башня

Mar 28, 2011 23:40

Я вот что-то подумала...уж больно в свое время да и не так давно в общем-то эта книга потрясла меня по самое не могу, не хочу, не кантовать и пр. Так что...кросспотсну-ка я сюда прошлогодний свой пост на тему оного произведения Сэя Кинга))




Я бы могла начать разглагольствовать о том, как написана книга, какие приемы использованы чтобы придать ей настолько живое содержание, чтобы вызвать у читателя настолько мощную эмпатию и вовлеченность, но...стоит ли? Можно корчить из себя умника сколько влезет, но зачем, когда...на самом деле это в конечном итоге не важно? Я просто скажу то что первым приходит в голову когда я стараюсь переварить прочитанное.

Бывают книги которые больше чем книги. Ну, как и фильмы и аниме, соответсвенно. Бывают отдельные миры, в которые уходишь и с героями которых живешь и проживаешь какой-то период, чуть ли не по-настоящему проживаешь и набираешься чего-то действительно значимого и учишься чему-то действительно ценному. Бывают персонажи и события, которые СЛИШКОМ живые и настоящие, чтобы ты верил что все лишь фантазия и талант автора. Потому что на самом деле автор ничего не выдумывал. Он просто "услышал" и рассказал остальным. Темная Башня - даже не просто другой живой мир. Это - суть всех миров и принцип их существования. Это первая расписанная структура мироздания, которая кажется достоверной и полной. Настолько полной, что не остается никаких сомнений. Настолько...живой, что начинаешь верить тому, что все именно так. И все те миры, которые тебя цепляли до этого, все идеи и теории, которые будоражили голову, все они идеально укладываются в эту схему, объединяющую их и подводящую итог. А почему же она так хороша? Да потому что она проста и понятна до безобразия, безо всяких намотанных и накрученных принципов и правил. Есть Башня - есть все остальное. Ось миров. Центр всего. Который может иметь совершенно разные воплощения, не теряя при этом своей сути. Что же будет если ось миров накренится и возникнет угроза её разрушения?



Казалось бы, мы все уже давно всё это знаем. Спасали мир многие. От самих себя и неведомых пришельцев, от сил зла идущих из недр того же мира и от собственной глупости. Рыцари, обыватели, дебилы и рано повзрослевшие дети. Бродяги, супергерои, не коронованные принцессы, подпольщики, представители будущего светлого мира. Всех их мы отлично знаем - ответственных безумцев и глупых гениев. Но где вы видели стрелка, идущего к оси миров от того, что ему больше ничего не осталось? Спасать даже не отдельный мир, а все миры и все - от безысходности, от того что больше действительно ничего не осталось? Идти совершенно безумной и немыслимой тропой просто потому что идти больше некуда? Без веры во что-либо кроме заветной Башни. И то, веры не в её могущество, а в то что она сможет наконец-то принести покой в этой похожей на сдирающий кожу и плоть с кости ветер в пустыне историю...И вот что странно, кажется что мы видим такое впервые одновременно с ощущением тотального дежа вю...



А дальше становится понятно, что в общем-то спасать мир можно действительно только от тотального чувства безысходности. Без надежды от этого чувства избавиться, в том и дело, а просто потому что ничего не остается и тебе выпадает последняя карта в колоде. И Кинг удивительным и в то же время наглядным образом объясняет, что да. Так оно и есть. Время рыцарей и красивых эльфов на страже покоя вселенной прошло. Теперь надо быть наркоманом из Бронкса, калекой с раздвоением личности и зашоренным мальчиком с неуравновешенной психикой чтобы попасть в число тех, кто будет сочтен достойным пройти путь к спасению ВСЕГО вместе с главным героем. А главный герой...про него я пожалуй скажу отдельно и позже. И есть в этом всем одна забавная и главная засада. Но о ней я тоже скажу позже.





Места и события, которые разворачиваются перед читателем на протяжении семи книг будут похлеще семи прожитых жизней. Такое многообразие всего, такая смена мест и настроений, которые тем не менее укладываются в нечто единое, действительно поражает. Пустыни и дикие леса сменяются кибер-монстром-городом, путешествие пешком - поездкой на обезумевшем скоростном поезде, загадывающим загадки, фермы мирных крестьян - джунглями Нью-Йорка, миры - другими мирами. Проходишь через двери, оказываешься в другом месте, но в конечном итоге видишь все то же - еще одна из основных тем книги. Видишь все то же, но...в этот раз вероятно может быть по-другому. И страх, радость, любовь, боль - все каждый раз настоящее.



Невозможно описать персонажей каким-то однозначным образом. Герои слишком живые и разносторонние. В них уживаются и мерзкое, и прекрасное, и жестокое, и нежное. Наркоман из Бронкса и негритянка-калека с раздвоением личности, пьяница-священник, заглядывающийся на баб, замкнутый мальчик-одиночка и прочие герои раскрываются по-новому оказавшись вместе. Различные обстоятельства заставляют их действовать казалось бы совершенно непривычным для них образом. И я бы не назвала это геройством. Почему? Не знаю, просто не назвала бы. Наверное, потому что каждый из нас мог бы оказаться на их месте и каждый из нас мог бы раскрыться также удивительно как они. И главная засада как раз в том, что...



Идя спасать мир исключительно от тотальной собственной безнадежности и доканавшего "мне нечего терять" можно внезапно обрести надежду. И то, что можно потерять. И это, казалось бы, столь ничтожное по сравнению с великой миссией, становится в конечном итоге самым важным. Тем, что способно заставить тебя повернуть у самой финишной прямой великого марафона. Правильно ли это? Нельзя сказать точно. Просто так может быть. И для кого-то это может стать единственно верным. В этом и есть основная засада, господа)) По крайней мере, именно это и случилось в итоге с Ка-Тетом Роланда. Даже с самим Роландом, который кажется в самом начале книги просто ходячим мертвецом, для которого ничего не осталось. Но..



..."Но не для тебя, Стрелок"(с). Стрелок...да. Про главного героя отдельно хочется сказать пару фраз. Роланд - это что-то такое...безумное, вечное, мгновенное. Он неистов в своей цели и готов идти к ней даже когда отнимаются ноги. Он не верит ни во что и одновременно с этим вся его вера отдана Башне. Он вероятно не верит в Башню, но верит что дойдя до неё сможет обрести что-то что искал всю жизнь. Роланд - это воплощенное отчаяние и свобода. Это то - во что превращаются все Шварцовские Ланселоты, Эдварды Эльрики, Кеншины и другие безумцы. Это - их конечная стадия, отлитая в четкую форму словно пуля. Убитый романтик, воплощенная сила и концентрация, существо, которое убивает лишь когда сочтет нужным и во имя чего-то. Только тогда. Но решив убить, убивает четко и мгновенно, без раздумий, сожалений, без злобы или удовлетворения. Просто устраняет то, что необходимо устранить. Нет, не киллер и не наемник, поскольку он САМ решает когда применить свою убийственную силу. Ни надежды, ни любви, ни веры, никаких-либо чувств. Именно таким он и предстает в самом начале. Существом, потерявшим все что было ему дорого. И лишь впоследствии оказывается что до конца любовь убить в себе невозможно. Лишь впоследствии становится понятно, что до конца разучиться улыбаться нельзя. И даже Стрелок способен плакать. Но тем не менее...даже эти распустившиеся в стальной груди Роланда чувства не способны остановить его, потому что Роланд - это одновременно и Стрелок и Пуля летящая в сердце мира. Может быть, именно поэтому все и заканчивается для него таким вот образом?...
Я не могу сказать нравится он мне или нет. Это просто что-то что мне близко и родственно. Со всеми его глупостями и низостями, со всеми его благородными подвигами и способностями. Просто...это что-то мне родственное. Действительно родственное. И с этим ничего не поделаешь. Плохо это или хорошо - уже не важно. Просто так есть. Я это так чувствую. Ну...если припечет, посаморефлексирую как-нибудь дополнительно в полузакрытом посте...а сейчас речь не о том несколько.



А что такое сама Башня, Ка, Бог...я думаю, каждый в итоге решит для себя сам. Как в разных мирах Башня появляется в разных ипостасях, так и для каждого живого существа она имеет свое значение. Думаю, что часть Башни есть в каждом, вернее, у каждого человека есть свой мир и стоит этот мир на своей Башне.
Хотелось бы мне как-нибудь увидеть поле алых роз, да...
Что совершенно точно, в структуру, описанную Кингом, совершенно идеально ложатся многие другие миры и структуры. Так, например, тот же прошедший красной линией через мою жизнь ФМА шикарнейшем образом может быть просто Ещё Одним Уровнем Башни. Врата - тот же вход в Башню, а Хранитель никто иной как страж на этом входе. В конечном итоге, все миры и истории - это другие уровни Башни. Как в прямом, так и в переносном смысле. Стивен Кинг написал действительно фундаментальную хрень.



Я не могу сказать что книга учит чему-то одному и такому конкретному. Я думаю что она может научить многим и даже взаимоисключающим и противоречащим друг другу вещам. Каждый увидит что-то свое. То, что есть вещи ценнее и прекраснее оси миров и Комнаты на Вершине Башни? То, что у каждого - своя судьба и предназначение? То, что мир не спасти с помощью того же, что поставило его на грань гибели? То, что даже окончательно отчаявшись и поставив крест на своем сердце ты все равно можешь к кому-то привязаться и полюбить? То, что надо уметь во время останавливаться? То, что судьба - это колесо? Не знаю. Лично для меня книга стала ответом на очень, очень многие вопросы. Писать о том как много совпадений случалось в процессе чтения и как много из написанного мне припоминалось из собственной жизни наверное не стоит. Это ведь личный момент, который будет понятен только мне ( и моей шизе, бугога). Да, финал меня на самом деле убил. Потому что возникло ощущение что иначе и быть не может. Но...все-таки...



Судьба - это колесо. Но если будешь достаточно смелым и сильным, может быть, ты сможешь направить это колесо в нужном направлении. So, let the Tower come (c).
Go ahead, Gunslinger.

Может быть, в этом-то все и дело? Все существующее настоящее, действительно настоящее искусство есть ничто иное как аутотреннинг человечества к тому, чтобы не сдаваться и продолжать идти вперед?...

впечатления от, рефлексия

Previous post Next post
Up