18:20 13.08.2014
Чем я занимаюсь? Мне всегда сложно в двух словах объяснить друзьям и новым знакомым, чем я занимаюсь на работе. Одна сторона - это организация работы команды техподдержки, а также генерация и реализация множества идей, не касающихся разве только бухгалтерии. Другая сторона - куда более поэтичная. И чтобы познакомить интересующихся с этой стороной моей работы, я предлагаю прочитать статью, которую я написал для журнала Суперкомпьютеры. Эта статья написана на совершенно простом языке, она больше популярная, чем научная. Поэтому могу порекомендовать для прочтения всем и каждому.
![](http://4.bp.blogspot.com/-qJtHYpC1gmk/U-tnyKKpWqI/AAAAAAAAA9g/3bXVvf9zm0g/s1600/supercomp%2B(3).png)
Текст статьи "Вы все еще экспериментируете? Пора моделировать" в журнале Суперкомпьютеры #18
Источник:
http://www.supercomputers.ru/Скачать PDF версию всего журнала:
http://www.supercomputers.ru/images/stories/Supercomputers_18-2014_.pdf Вы все еще экспериментируете?
Пора моделировать
Текст И. В. Москалёв, А. А. Аксёнов
До появления суперкомпьютеров и до появления компьютеров вообще даже самые нетривиальные инженерные задачи успешно решались с помощью карандаша, бумаги и, в крайнем случае, логарифмической линейки или живого конвейера из барышень-арифметиков.
Однако сегодня, в условиях глобализации и жесточайшей конкуренции, приближенные инженерные методы применяются только на самых ранних этапах проектирования. Конкурентное преимущество и скорость выхода с ним на рынок определили главенствующую роль суперкомпьютеров в проектно-конструкторской деятельности. Высочайшая точность и наименьшие временные затраты правят балом.
Уровень развития численных методов и непрерывный рост вычислительных мощностей привел к тому, что испытание в опытовом бассейне масштабной модели судна уступает по точности численному моделированию (рис. 1) полноразмерной трехмерной модели. раньше точности испытания масштабных моделей хватало, сегодня международный рынок и растущие требования к безопасности диктуют новые условия.
![](http://4.bp.blogspot.com/-wXdSj3t13P8/U-tnqgJQSYI/AAAAAAAAA9Y/8XwjXY4hq1k/s1600/supercomp%2B(1).png)
Существуют задачи, решение которых экспериментальным методом является нецелесообразным из-за финансовых соображений. ярким примером являются вихревые турбины и компрессоры (рис. 2). Данный тип устройств характеризуется сложной формой проточной части, и к нему неприменимы существующие в турбомашиностроении подходы к инженерному анализу. А все специально разработанные методики опираются на эмпирические коэффициенты. проблема заключается в том, что форма турбины характеризуется более чем десятью наиболее существенными параметрами, взаимное влияние которых на характеристики устройства неизвестно. проведение такого объема экспериментальных исследований для получения упомянутых коэффициентов не представляется возможным с финансовой точки зрения, несмотря на то, что в изготовлении
вихревые машины существенно проще и дешевле традиционных лопаточных машин.
![](http://2.bp.blogspot.com/-jIAIIAbNbL4/U-tnzDAMUwI/AAAAAAAAA9o/1aKpg1g9i2g/s1600/supercomp%2B(2).png)
Крайне большое количество экспериментов требуется и при решении такой категории задач, как поиск оптимального конструкторского решения. И здесь снова численное моделирование и суперкомпьютер позволяют экономить и выигрывать в конкурентной борьбе. Например, с помощью программных комплексов IOSO (интеллектуальный поиск оптимального решения) и FlowVision (вычислительная гидродинамика) проводилась оптимизация дульного тормоза (рис. 3). Используя шесть геометрических параметров, от которых зависит форма дульного тормоза, разработчики нашли решение, которое позволяет максимально снизить откат орудия, не потеряв в скорости движения снаряда. почти всегда, из-за сертификационных требований или необходимости проверки численного решения, от эксперимента полностью отказаться невозможно.
![](http://4.bp.blogspot.com/-qJtHYpC1gmk/U-tnyKKpWqI/AAAAAAAAA9g/3bXVvf9zm0g/s1600/supercomp%2B(3).png)
Но в случае задачи оптимизации экспериментом проверяется лишь вариант, выбранный в процессе предварительного гидродинамического моделирования сотен конфигураций изделия.
Деньги, вылетающие в аэродинамическую трубу, стали причиной полного отказа от экспериментальных методов исследования при разработке гоночного болида
«Формулы-1» в одной из команд в 2010 году. стоимость эксперимента особенно сильно «кусается», когда проектируется техника, работающая при критических скоростях, температурах или давлениях. хорошо об этом знают, например, в РКК «Энергия». На рис. 4 приведен результат моделирования отстрела крышки парашютного отсека возвращаемого аппарата нового поколения. В зависимости от скорости и угла атаки при спуске возвращаемого аппарата крышка может улететь в сторону, либо ударить по корпусу, угрожая тем самым нормальному процессу выпуска парашюта. сама крышка при отстреле должна вытащить вытяжной парашют.
![](http://4.bp.blogspot.com/-4TrxROmcWRU/U-tn0MtV1II/AAAAAAAAA9w/n006ztysMiw/s1600/supercomp%2B(4).png)
Проблему можно решить, реализовав сложную систему стабилизации возвращаемого аппарата, при которой будет отсутствовать вращение аппарата вокруг своей оси и крышка
гарантированно будет уноситься в сторону потоком набегающего воздуха. Однако такая система отнимет драгоценные полезные массу и пространство. численное моделирование такой задачи впервые было выполнено в CFD-комплексе FlowVision. До этого аналогичные
исследования производились с помощью комбинации статических продувок масштабной модели в аэродинамической трубе и приближенных инженерных подходов для предсказания траектории движения крышки.
Отстреливать многокилограммовую металлическую крышку внутри аэродинамической трубы невозможно, а выполнять испытания по спуску прототипов в десятках различных режимах невозможно тем более.
Принципиальная возможность проведения эксперимента даже на масштабной модели полностью отсутствует при решении ряда задач, например, в атомной энергетике. И не всегда требования к высокой точности моделирования диктуются конкуренцией на рынке. при проектировании реактора на быстрых нейтронах (рис. 5) необходимо учитывать большое количество жестких требований к безопасности: когда цена ошибки слишком велика, не
остается возможности сэкономить на точности. Другой особенностью задач атомной энергетики является крайне сложная форма расчетной области в теплообменниках. сотни
небольших труб, сложная форма активной зоны при больших размерах всего устройства выдвигают высокие требования не только к генератору расчетных сеток, но и к самой вычислительной машине.
![](http://2.bp.blogspot.com/-R4a3n13uqVY/U-tn4PqLpTI/AAAAAAAAA94/QvsdQ0l3ioo/s1600/supercomp%2B(5).png)
Сегодня решение подобных задач возможно только на суперкомпьютерах. В программном комплексе FlowVision при этом реализовано полностью автоматическое построение расчетной сетки с применением технологии подсеточного разрешения геометрии вкупе с локальной динамической адаптацией расчетной сетки.
Таким образом, подготовка расчетной сетки занимает считанные минуты, а учет мелких деталей поверхности позволяет использовать меньшее число расчетных ячеек по сравнению с аналогами этого программного комплекса при той же точности решения.
Сегодня на поток поставлено решение задач российской атомной энергетики с расчетными сетками порядка сотни миллионов ячеек. При этом гибридный подход к распараллеливанию вычислений с применением одновременно MPI (распределенной памяти) и Intel TBB (общей памяти) позволяет максимально «выжать» вычислительные ресурсы из таких суперкомпьютеров, как «Ломоносов» вычислительного комплекса МГУ.
Многие считают своей обязанностью поставить под сомнение точность, доступную CFD-комплексам. Как бы не было удивительно, но методы вычислительной гидродинамики нередко оказываются не только более эффективными, но и существенно более точными, чем
методы экспериментального исследования. Разрешающая способность виртуальных датчиков ограничена только размерностью расчетной сетки (а значит, доступными вычислительными ресурсами) и выбранным шагом по времени. разрешающая способность разнообразных датчиков из металлов и полупроводников ограничена куда сильнее: если не технологиями, то бюджетом организации, заказывающей создание испытательного стенда.
На рис. 6 представлен результат моделирования работы двигателей системы аварийного спасения на космическом корабле, которые должны срабатывать в случае аварийных ситуаций при старте и уносить от опасной зоны возвращаемый аппарат с космонавтами на борту.
![](http://3.bp.blogspot.com/-UyNCCVZEYig/U-to3_xxgvI/AAAAAAAAA-E/1Yu6sdvacTQ/s1600/supercomp%2B(6).png)
Исследование динамической ударной нагрузки на корпус возвращаемого аппарата целесообразно проводить в виртуальной среде, т.к. виртуальные датчики спокойно
переносят ударные нагрузки сверх-звуковых струй раскаленного газа из двигателей космического корабля и имеют высочайшую разрешающую способность как в пространстве, так и во времени. Вычислительная гидродинамика в комбинации с высокопроизводительными вычислительными системами позволяют качественно моделировать в кратчайшие сроки даже самые ответственные процессы и устройства. Благодаря развитию российской вычислительной гидродинамики и росту российских суперкомпьютерных мощностей у отечественных
предприятий появляется уникальная возможность достичь успеха на международной гладиаторской бизнес-арене: все необходимое - высокие точность и скорость - в России
есть. Вы все еще экспериментируете? Пора моделировать!
read more at
Иллюзия знания rss2lj