Абсолютное и неизбежное зло.

Nov 06, 2024 11:27

После прошлого поста возникла мысль, что нужно бы написать и пару соображений о рабочем государстве (деформированном или нет, тут уж пусть тт. троцкисты между собой разбираются). А то, неровен час, в анархи запишут…

Государство переходного периода, осуществляющее в форме насилия диктатуру пролетариата (т.е., подавляющего большинства активного трудящегося населения), есть вещь необходимая и неизбежная в процессе перехода к социализму. Кто не знает этого, тот слаб и читал мало книжек по истории. Но государство при этом остаётся по своей природе государством, поэтому при обращении с ним, как и со всякой другой ядовитой, гадкой, хрупкой и взрывоопасной субстанцией, необходимо соблюдать множество процедур и мер предосторожности. Я постарался собрать некоторые из них в список.

1. Необходимо помнить о том, что такое государство есть государство переходного периода, т.е., что оно имеет преходящую, транзиторную природу, и по своей сути должно либо быть постепенно разобрано, выполнив свою задачу, либо отмереть под действием неодолимых внутренних противоречий (см. ниже), и в обоих случаях сожалеть о нём не стоит. Это не «храм будущего», а строительные леса вокруг возводимого города.

2. Необходимо воздержаться от любого искушения объединить обитателей этого государства в «нацию» на основе языкового, этнического, культурного и т.п. родства; наоборот, интернационализм - единственное спасение такого государства от перерождения в «наследственно-монархический социализм с национальной спецификой», где зато «правители будут заботиться о народе, не то что у нас». (Спойлер: не будут!) Гражданство такого государства должно быть актом политическим, а население объединено не в нацию, а в народ. (Разница, я думаю, понятна).

3. Единственный приемлемый государственный строй такого образования - это республика, в изначальном, римском смысле этого слова, «общее дело», когда каждый представитель правящего класса не только несёт солидарную ответственность за дела страны, но и принимает непосредственное активное участие в прямом управлении этими делами. Никаких «простых людей» и «уважаемых товарищей начальников» в этой ситуации быть не может.

4. Никакого конституционного альянса с сельской (крестьянство) и городской (самозанятые, непроизводственная интеллигенция, мелкие предприниматели) буржуазией, не говоря уже о капиталистах! Если с самого начала прогнозы показывают, что без альянса с этими классами новое государство «не выживет во враждебном окружении» (напомню, на момент Октябрьской революции они такой фигни не показывали!), то и революцию можно предпринимать только либо де-факто, чтобы «поднять власть» и не дать более реакционным силам воспользоваться благоприятной ситуацией для укрепления своих позиций, либо же исходя из разной благожелательной фигни вроде «равенства», «справедливости» и т.п. гнусной поповщины - и тогда, во всяком случае, не следует марать в грязи доброе имя социализма и называть эту революцию «социалистической», «коммунистической» или даже «пролетарской». Назовите её «День Лепестков», проведите в знак победы народа по улицам расписного слона, всё, что угодно. Только научный коммунизм не трогайте! Он не про вашу «справедливость», и даже не про «светлое будущее», он - про людей.

5. Общество диктатуры пролетариата не может быть «бесклассовым», а тем более «социалистическим» или «коммунистическим». (Демократическим - может и является, так как диктатура трудящегося большинства и есть наиболее последовательная форма народной демократии). Поскольку nomen est omen, то одна из тех редких сфер, где можно и нужно проявлять скромность - это не называть свою страну «коммунистическим государством» и т.п. оксюморонами.

6. С любым государством, в том числе и с таким, неизбежно произойдёт глубокое перерождение. Всяческие репрессии, механизмы сдерживания и т.п. способны только оттянуть момент перерождения, но наступит оно обязательно - чудес не бывает. И вот что произойдёт с живым организмом государства:

- исчезнет или будет поставлена под жёсткий контроль всякая низовая инициатива, в особенности подразумевающая контроль деятельности государственных институтов
- возникнет общественная стратификация с неизбежным выделением более привилегированных прослоек, при этом привилегии могут быть абсолютно или относительно внеэкономическими
- разовьётся идеология «маленьких людей», которые должны скромно работать и жить своей незаметной жизнью, в противовес великим свершениям товарищей начальников и прочих больших шишек
- вышеуказанные факторы приведут к нарастанию равнодушия и пассивности широкой массы новых поколений граждан к проекту
- накопятся неурядицы и отрицательный опыт, связанный с внедрением экспериментальных методик управления и производства
- возникнет запрос на традиционализм, отказ от революционного опыта, идеализация опыта предков и прошлых эпох
- отношение к молодёжи резко ухудшится, спрос с неё будет повышаться, а все виды социальных лифтов закрываться
- общее взаимоотношение друг к другу в обществе начнёт содержать в себе элементы усталости и презрения, особенно в вопросах проявления сознательности и гражданской инициативы
- неизбежно появятся сравнения революционного и традиционного опыта, которые в условиях дефицита или планомерного искажения информации могут принять самые чудовищные формы

(Ничего не напоминает? Между тем, легко увидеть, что это процессы абсолютно объективные, не нужно никакое «ЦРУ» и никакой «Хрущёв», чтобы вызвать их в обществе¹).

7. Для предотвращения вышеуказанных негативных тенденций важное внимание должно уделяться гуманитарным аспектам жизни общества. Необходимо понять, что в обществе процветают и долго будут процветать такие явления, как мода, мемы, сленг и пр. Эти явления не следует искоренять, а тем более нельзя противопоставлять им «здоровую традицию». (Вообще, со «здоровой традицией» нужно серьёзно бороться; необходимо помнить, что всегда, во все времена, потомки лучше, сильнее, умнее и здоровее предков, и «богатырями» будут как раз они, а не их «прадеды». Хотя у этого есть и другая сторона: «потомок» вырастает сильнее и крепче именно тогда, когда опирается на труд и опыт «предков», а не растёт как перекати-поле). Что до явлений культурно-бытовых, с ними нужно учиться работать и использовать их на благо революционных преобразований, а не пытаться впарить населению родименький ивановский ситчик в качестве духовного противовеса джазу и кримпленовым чулкам.

8. В системе информационно-агитационного сопровождения необходимо помнить, что агитация возвышает и поддерживает только человека, являющегося частью коллектива; индивидуумов (а индивидуум - это одно из нормальных состояний человека) она чаще раздражает. Поэтому бессмысленные и безадресные призывы должны быть исключены из корпуса агитматериалов заранее. Информационные листки уровня «Мойте руки перед едой» или «Экономьте воду и газ» к таким материалам заведомо не относятся.

9. Ложь и тайна - эффективные средства манипуляции общественным мнением, но за то и другое впоследствии придётся платить утратой доверия. Нужно сто раз подумать, прежде чем прибегать к такому оружию для управления общественным мнением. Раз, другой, третий будучи пойманными на вранье, средства вброса информации не теряют своей силы, и это порождает у них обманчивое ощущение безнаказанности для манипуляций аудиторией. Но такие процессы имеют лавинообразный, критический характер. Однажды рухнет всё, при очень удивлённых взглядах и вздохах уважаемых товарищей начальников: как же так, годами всё шло прекрасно, а тут вдруг - р-раз…

10. Государству для воспроизводства населения необходимо сосредоточиться на экономических и внеэкономических аспектах охраны материнства и детства, а не искать для этой цели личности или микроколлективы, на которые эту ответственность можно свалить. Традиционная семья мертва. Атомарная семья умирает. Воскресить их значит гальванизировать отвратительный труп, точнее, чудовище Франкенштейна, сшитое из отношений и сущностных запросов разнообразных времён. С таким же успехом можно воскресить карибское «береговое братство» пиратов или польское дворянство. Чем меньше рабочее государство проводит в постели своих граждан, тем оно прочнее.

11. Если будет понятно, что рабочее государство не успевает «дотянуть» до начала полномасштабных социалистических преобразований, оно всё равно выполнит свою роль только тогда, когда внесёт в общемировые условия жизни достаточные качественные изменения, чтобы новый проект стартовал не «с нуля», а отталкиваясь от сохранившихся опорных завоеваний. В этом случае, даже трагическая гибель такого государства послужит в конечном итоге тому делу, которому посвятили себя его активные строители.

В общем, товарищи, рабочее государство переходного периода в сравнении с традиционной буржуазной нашлёпкой - это как реактор на релятивистских нейтронах против дровяного котла. Вроде бы не коптит, не дымит, не бульбулирует, дрова подбрасывать не надо, знай себе пей кофе да смотри на стрелки, чтобы инженеры ничего не проморгали. А на деле - чуть не так повёл, недооценил реактивность системы, не учёл какую-нибудь стронций-графитную комплексную реакцию - и всё вдребезги, и вонь стоит на полмира. Потому что технология новая, неизведанная, могущественная. А не самовар.

И относиться к ней нужно как к технологии, а не как к святыне, с которой снаружи пылинки сдувают, а внутрь - не заглядывают.

¹ Зато указанные факторы могут ускорить (а в некоторых случаях и задержать) этот процесс. Вот, скажем, если бы ушастый дурак Хрущёв не понёс бы про торжество коммунизма с высокой трибуны, то годам к семидесятым мы бы сами благополучно покончили с этой глупой идеей и жили бы как нормальная капстрана, только с наследственной военно-научной и политико-идеологической меритократией у руля, плюс некоторые соцгарантии для отработавшего своё человеческого материала, эдакая Северная Корея на максималках с ядерными звездолётами на марсианской орбите. Мечта же? М-м-м… почти Ваха! Все любят Ваху, все хотят жить в этом дивном мире будущего. Но нет, понадобилось же шахтёру лысому снова выбивать нафталин из каких-то там «бессмертных идей коммунизма», с Африкой дружить и вообще. Не было у него государственнического, почвеннического ума, не было! Плохой был царь! Вот плохой - и всё!

политинформация, теория

Previous post Next post
Up