Моя личная коллекция акварельных красок «Белые ночи».

Aug 28, 2020 22:00

На основании некоторого личного опыта работы с ленинградскими акварельными красками «Белые Ночи» завода ЗХК (кстати, в последнюю пару лет качество этой марки существенно улучшилось по всем параметрам) я собрал нечто вроде универсальной индивидуальной палитры этих красок «на все случаи жизни», отвечающей некоторым моим базовым представлениям. Этой информацией я с удовольствием делюсь - авось кому пригодится!

Параметры подбора

При выборе красок для палитры я исходил из следующих параметров:

- светостойкость *** (высшая), как по заявлению производителя, так и, при возможности, подтверждённая независимыми тестами;
- прозрачные или полупрозрачные краски (непрозрачная акварель - это не акварель, а что попало);
- чёткое отличие цвета разведённой краски от похожих цветов при рассеянном солнечном свете и при искусственном освещении с цветопередачей (CRI) 60-75% (обычные люминесцентные лампы ЛД+ЛБ или /765+/640);
- однопигментные краски, не дающие грязи в смесях за счёт неконтролируемого смешения нескольких пигментов.

Кроме того, ряд красок я сознательно исключил из основной палитры. Таковы кадмии красный, оранжевый, лимонный и жёлтый (помимо того, что акварельные краски на основе этих пигментов непрозрачны, соли кадмия токсичны и онкогенны), сажа газовая (слишком «грязный» чёрный цвет, пачкающий многие смеси и, к тому же, гораздо лучше передаваемый китайской тушью), церулеум (почти непрозрачен; к тому же, по неведомой причине, церулеум от «Белых Ночей» трижды начинал у меня бродить прямо в кювете, пока не превращался в грязную пенистую бражку, орошающую все соседние краски) и оранжевая (в сравнении с золотистой тёмной, гораздо хуже ведёт себя в смесях, необходимых для передачи тона кожи).

Выбирая похожие оттенки между гранулирующей и обычной краской, я отдавал предпочтение краске без гранулирующего эффекта. Я исходил из того, что грануляции - это «спецэффект», который нужен не всегда, а вот избавиться от него бывает сложно.

Палитра цветов

В итоге составилась такая вот подборка (в трёхрядном пенале от «Белых Ночей» же):

1. Лимонная PY3*** (№214). 2. Ауреолин PY151*** (№253). 3. Золотистая тёмная PO62*** (№217). 4. Тициановая PO36*** (№226). 5. Гераниевая красная PR242*** (№364). 6. Красный хинакридон PR19*** (№361). 7. Сиреневый хинакридон PV19*** (№609). 8. Ультрамарин фиолетовый PV15*** (№613). 9. Индатреновый синий PV60*** (№524). 10. Ярко-голубая PB15:3*** (№509). 11. Хром-кобальт турецкий PB36*** (№533). 12. Изумрудная зелёная PG7 (№713). 13. Зелёная светлая PG36*** (№717). 14. Иргазин жёлтый PY129*** (№257). 15. Марс коричневый PBr6tr*** (№412). 16. Сиена натуральная PBr43*** (№405). 17. Охра красная PR102*** (№309). 18. Сиена жжёная PBr7*** (№406). 19. Розовый хинакридон PR122*** (№324). 20. Умбра жжёная PBr7*** (№408). 21. Воронежская чёрная PBk8*** (№806).

Краски я покупал поштучно, такого набора в продаже нет.

Естественно, эта подборка достаточно «субъективна», но, вместе с тем, она позволяет лично мне решать все основные задачи на колористику, как исходя из чистой теории (жёлтый + пурпурный + голубой + чёрный цвета), так и исходя из принятой среди любителей практики. Например, смесь иргазина с воронежской чёрной позволяет передавать оливковые оттенки зелени, сочетание красного хинакридона, красной охры и натуральной сиены даёт широкий спектр тонов кожи (при необходимости довести дело до «плакатного» состояния, можно использовать вместо красной охры оранжевый цвет), и т.д.

Для многих техник, однако, необходимо использование кроющих красок. Если я вдруг буду использовать эти техники, то мне придётся снять свой «запрет на кадмий» и добавить линейку из семи красок, обладающих необходимыми кроющими свойствами. Использовать такие краски, на мой взгляд, имеет смысл поверх предыдущих прозрачных слоёв, не смешивая их друг с другом (при необходимости, смешивая не более чем с одной прозрачной краской для придания нужного тона поверхностному слою). Вот эта подборка:

22. Белила цинковые PW4*** (№100). 23. Кадмий жёлтый средний PY35*** (№201). 24. Кадмий красный светлый PR108*** (№302). 25. Окись хрома PG17*** (№704). 26. Церулеум PB35*** (№503). 27. Железоокисная светло-красная PR101*** (№321). 28. Сажа газовая PBk7*** (№801).

Разумеется, я делюсь этой информацией только в порядке личного опыта, так как живописью профессионально не занимался и не буду. Однако этот «взгляд на палитру» может, хотя бы в теории, пригодиться экспериментаторам, уставшим копировать руководства времён Ченнино Ченнини - или как опорная точка в дальнейших экспериментах, или как тупиковое заблуждение, которое надо поскорее отвергнуть при всякой возможности.

редакторская колонка, оффтопик, материалы и техника

Previous post Next post
Up