Уважаемая Антонина Васильева в недавней дискуссии сказала мне «мы с вами простые люди» (в противовес мыслителям, вождям и героям). Против этого определения я решительно возражаю, но объяснить толком смысл своих возражений оппоненту я не сумел. Однако вспомнилось забавное в связи с этим спором. Пару недель назад мне довелось наткнуться на весьма живую дискуссию в сети на тему «мужики vs бабы» - как известно, этот животрепещущий вопрос, в отличие от неважных задач вроде строительства социализма или защиты страны от расхищения, вызывает бурю откликов у российской аудитории. Ещё бы! Хорошие женщины в плохом обществе - такая же редкость, как и хорошие мужчины, но обвиняют все не общество, а друг друга. (А мы-то знаем…)
Суть исходного посыла была такова. Некая, будем называть её, Марья Ивановна Сидорова (любые совпадения случайны!), сетует на то, что не может найти своей дочке «нормального мужа». Нормальный муж, помимо очевидного «иметь квартиру, машину и неплохо зарабатывать», должен уметь, по мнению Марьи Ивановны, ещё и полностью вести домашнее хозяйство, потому что марьиванина дочь - «аристократка», её воспитывали «как принцессу», и «повелевать» (слово взято из исходного поста) для неё более естественно, чем возиться с грязными тряпками. Парой комментов ниже выяснилось, что и дочь, и сама Марья Ивановна настроены также «повелевать» и будущим «нормальным мужем», а также исключают всякую мысль об интимной близости дочери с этим субъектом. Муж нужен не для того, чтобы развлекаться с ним в постели, а для решения серьёзных насущных задач.
После проверки на реальность существования Марьи Ивановны и её дочери, а также неизбежных цитат из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», дискуссия переключилась на саму идею аристократизма - чем, в сущности, «благородная» натура отличается от «простой». Разумеется, у всех участников дискуссии не возникло в итоге сомнения, что благородный человек, вне зависимости от его происхождения, умеет и хочет проявлять власть, будучи ситуационно поставлен перед необходимостью эту власть проявить. То, что власть бывает не только и даже не столько над другими людьми, сколько над вещным миром, окружающей Вселенной, оказалось мыслью чуть более сложной. Поэтому я проиллюстрировал её следующим простым тезисом.
Если у благородного человека в холодильнике осталось одно яйцо, а в хлебнице на кухне зачерствевший кусок хлеба, а он хочет при этом иметь хороший завтрак, то благородная натура сделает себе яйцо пашот на гренке. Потому что благородный человек учился и умеет изменять окружающую действительность к своему и всеобщему благу. Хам же испакостит яйцо в попытке приготовить яичницу, спалит сковородку и забрызгает плиту, закусит всухомятку хлебом, а вечером стрельнет пятисотку без отдачи и напьётся, ругательски ругая безденежье, окружающее быдло и несправедливо устроенный мир. Легко видеть, что процент благородных людей значительно выше (и всегда был выше в Новейшее время) среди городских рабочих, инженеров, учителей и т.п. людей, смолоду занятых делом и обладающих как внутренней свободой, так и тесно связанной с нею внутренней дисциплиной, чем среди помещиков, богатых крестьян и зажиточных обывателей, хиппующих нефоров или богемы. Иначе говоря, благородство, как форму властного и ответственного отношения к окружающей действительности, требуется воспитывать и развивать через навыки и умения разносторонней личности; прогрессивные классы занимаются этим, опасаясь в противном случае за судьбу своих потомков, в то время как реакционные классы и деклассированный элемент придают значение лишь тем формальным сторонам власти, которые они способны проявить здесь и сейчас.
(Интересно, что этот комментарий вызвал бурю откликов, причём условный Вова Какин и условная Нина Кузнецова обвиняли меня в том, что я, простолюдин, берусь рассуждать о вещах, в которых ничего не понимаю и не должен понимать, а условные Эльвира Сумарокова, Никита Шереметев и Эрнст-Фридрих Иоаким Икскуль фон Гильдебрандт, наоборот, выражали бурные лайки моему комменту, из которого они, впрочем, поняли главным образом, словосочетание «яйцо пашот на гренке»).
В связи с этим, я должен неожидано выразить похвалу сталинской эпохе, а именно - принятым в ту эпоху новым детским учебникам для школ. Формально каждый из этих учебников, виденных мной, открывался небольшим введением, где детям в доступной и доходчивой форме излагалось, что они живут в первой в мире стране победившего социализма, несут в будущее знамя этой страны и всемирно-исторической борьбы пролетариата, а также в полной мере наследуют героям, построившим эту страну. Следовательно, хотя бы на декларативном уровне от молодых людей требовалось и ожидалось благородство, им передавалось наследование власти и предлагалось быть к ней, к этой власти, полностью готовыми. А вот к семидесятым годам дидактическая литература начала уже утверждать, что новые поколения живут в мире, где всё обеспечено и построено, и выглядело это так, будто новая молодёжь - просто пигмеи на плечах у гигантов, а власть у кого надо, у того и будет, здесь не о чем беспокоиться. Результат известен: «простым людям» стало наплевать на судьбу их страны.
В чём вывод из этого поста? Для тех, кому он неясен, попробую объяснить на пальцах: учитесь, благородные доны. варить яйцо пашот! Для этого осторожно разбейте яйцо в какую-нибудь мисочку. Вскипятите в кастрюльке литр воды с тремя столовыми ложками 9% уксуса и чайной ложкой соли. Размешайте в кастрюльке воду, чтобы образовалась воронка, и в эту воронку аккуратно вылейте яйцо. Через минуту достаньте его и положите на заранее подготовленный ломтик поджаренного хлеба или на салатные листья. Полейте соусом (простейший - столовая ложка майонеза и чайная ложка горчицы). Приятного аппетита!