ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭСМИНЦЕВ ВМС США

May 06, 2014 12:12

САЛЮТ И НЕСКУЧНОГО ДНЯ!

Углубление украинского кризиса вызывает нарастание напряжения в российско-американских отношениях. Почти что месяц назад 14 апреля официальный представитель Пентагона полковник Стивен Уоррен обвинил российских военных в провокационных и непрофессиональных действиях и в нарушении соглашений между двумя странами. Столь нервную реакцию полковника Уоррена вызвала российско-американская военная встреча, имевшая место в Чёрном море 12 апреля 2014.

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭСМИНЦЕВ ВМС США



image Click to view



Как известно, в связи с обострением ситуации на Украине Соединённые Штаты приняли решение отправить в Чёрное море эсминец Donald Cook. Согласно официальному заявлению ВМС США, «миссия Donald Cook состоит в том, чтобы успокоить союзников США по НАТО относительно приверженности ВМС США усилению и улучшению взаимодействия в направлении достижения общих целей в регионе».

Donald Cook - первый из четырёх эсминцев новейшего класса Arleigh Burke, которые США собираются разместить на военно-морской базе Рота в Испании в рамках реализации программы Европейского поэтапного адаптивного подхода (EPAA) по развёртыванию системы противоракетной обороны США в Европе.

Если визит данного корабля и мог кого-то успокоить, то определённо не Россию. Демонстративное появление новейшего американского боевого эсминца вблизи российских берегов не могло не вызвать ответную реакцию, и она действительно последовала.

12 апреля российский бомбардировщик Су-24 двенадцать раз пролетел на небольшой высоте недалеко от американского эсминца в сопровождении другого Су-24, который к кораблю не приближался. При этом пилот игнорировал попытки американских моряков связаться с ним.

Как заявляют в Пентагоне, по всей видимости, бомбардировщик не был вооружён и опасности для эсминца не представлял. Тем не менее действия российских военных были названы «не помогающими деэскалации напряжённости на Украине».
Подробно и увлекательно об этом инциденте здесь.

Сам эсминец после происшествия ушёл в румынский порт.

Спорная территория.  Это событие живо напомнило времена холодной войны, когда противостояние советских и американских моряков было весьма жёстким.

Но самое интересное, что наиболее «горячий» эпизод в Чёрном море произошёл уже в разгар перестройки.

Поводом для конфликта, происшедшего в 1988 году, стал спор об определении границы территориальных вод, а именно линии, от которой следует вести отсчёт 12-мильной зоны территориальных вод. В США утверждали, что отсчёт следует вести от каждой точки береговой линии. В Советском Союзе придерживались принципа так называемой «базисной линии»: например, при определении зоны территориальных вод в заливах расстояние до границы отсчитывались не от береговой черты, а от линии, соединяющей входные мысы заливов.

Американские военные корабли в спорных районах, опираясь на своё понимание границ территориальных вод, пересекали границу СССР, тем самым провоцируя советских моряков на ответные действия.

Одна из таких «спорных» зон находилась у побережья Крыма. Добавляло напряжённости и то, что в этом районе находились стратегические объекты Черноморского флота, а также госдачи, где отдыхали высшие советские руководители.

13 марта 1986 года американский крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР у побережья Крыма, углубившись в них более чем на 10 километров. При этом корабли шли с включёнными средствами радиоэлектронной разведки.

В тот раз крейсер и эсминец благополучно удалились, бросив открытый вызов советским морякам, оставить который без ответа было нельзя.



Американский крейсер «Йорктаун».

Наш ответ Пентагону Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Чернавин разработал план действий на случай повторного вторжения американцев, который был утверждён Михаилом Горбачёвым.

План предусматривал вытеснение американских кораблей из советских территориальных вод путём навала на борт в случае, если все словесные убеждения не возымеют действия.

В феврале 1988 года советская разведка сообщила, что «Йорктаун» и «Кэрон» в ближайшее время намерены повторить акцию двухлетней давности. Командование Черноморского флота получило приказ дать отпор.

Непосредственное выполнение задачи было поручено сторожевику «Беззаветный» под командованием капитана 2 ранга Богдашина и сторожевику «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Поддержку кораблям оказывали пограничный сторожевик «Измаил» и спасательный корабль «Ямал».

Сопровождение визитёров было начато непосредственно от пролива Босфор. В течение нескольких суток совместное плавание в Чёрном море проходило без особых происшествий, однако 12 февраля 1988 года американские корабли взяли курс в советские территориальные воды. На борт «Йорктауна» и «Кэрона» ушла радиограмма: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана». Ответ американцев фактически не оставлял шансов избежать конфликта: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же».

Согласно определению морского толкового словаря, навал - это соприкосновение кораблей, являющееся следствием ошибок в расчетах движения. В отличие от столкновения, повреждения при навале обычно минимальные. Навал широко использовался еще в древние времена. Тогда вслед за навалом на корабль противника на его палубу высаживалась абордажная партия и исход сражения решался в ближнем бою.

В 10:45 американские корабли вторглись в территориальные воды СССР, о чём их ещё раз предупредил «Измаил».
Американцы проигнорировали предупреждение, и тогда «Беззаветный» и «СКР-6» получили приказ действовать.

Иду на вы! Советские корабли сильно уступали оппонентам в размерах и тоннаже, однако «Беззаветный» пошёл на сближение с «Йорктауном». На палубе крейсера американские моряки улыбались, полагая, что русские не решатся на серьёзное противодействие.

image Click to view



Однако в 11:02 «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна». От удара бортами посыпались искры. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В этот же момент «СКР-6» прошёл по касательной вдоль борта «Кэрона», срубив ему леера и разбив шлюпку.

Несмотря на это «Йорктаун» продолжил двигаться вглубь территориальных вод СССР. Тогда «Беззаветный» пошёл на второй навал, во время которого снёс леера, разломал командирский катер и вывел из строя ракетную пусковую установку. В довершение всего на палубе «Йорктауна» начался пожар.

«Беззаветный» радировал американцам: в случае, если не покинете территориальные воды СССР, будет предпринят новый навал. Однако разозлённые янки стали играть на повышение ставок: «Йорктаун» и «Кэрон» попытались зажать «Беззаветный» в клещи. В ответ на «Беззаветном» демонстративно зарядили бомбомётные установки, дав понять, что никаких церемоний с нарушителями не будет.

Тогда на «Йорктауне» выкатили из ангаров палубные вертолёты. Ответ советского командования был жёстким: если вертолёты поднимутся в воздух, они будут немедленно сбиты как нарушители воздушного пространства. С берега на помощь советским кораблям была поднята авиация.

Её появление поставило точку - «Йорктаун» и «Кэрон» изменили курс, покинув территориальные воды СССР, а вслед за этим и Чёрное море.

Как часто бывало в перестройку, глава МИД СССР Эдуард Шеварнадзе попытался обвинить в инциденте советских моряков, едва не спровоцировавших «военный конфликт». По счастью, на тот момент в руководстве СССР ещё оставались трезвые люди, которые пресекли подобные попытки. Участники операции были представлены к наградам, а американские моряки более не предпринимали подобных провокационных действий.

Кстати, командир крейсера «Йорктаун» лишился должности за пассивные действия, нанёсшие моральный ущерб престижу ВМФ США.

С использованием материалов сайтов: www.topwar.ru, www.samlib.ru,www.domarchive.ru, YouTobe.

Почти на 100% уверен, что в экипаже сторожевика "Беззаветный" кроме русских были и украинцы, и крымские татары. И вместе мы были непобедимой силой для всех внешних недоброжелателей!

РИТМ, Весна, ПРАЗДНИКИ, почитать, ПОЛЕТ, ФРЕНДАМ, morning!, ПАМЯТЬ, упорядочиваем

Previous post Next post
Up