Самый большой святой

Dec 13, 2012 01:40


У древних египтян, как известно, чем больше фигура - тем важнее персонаж, которого она представляет. Отчасти это характерно и для христианских изображений - недаром донаторов то и дело рисовали размером поменьше, чем те святые, которым они поклоняются. И все-таки, в средневековой Европе связь между размером фигуры и важностью изображенного получалась какая-то странная. Если следовать логике древних египтян, одного из католических святых точно можно было бы считать чуть ли не верховным богом.


В Вероне, прямо напротив бокового входа в древнюю, загадочную и чинную базилику Сан-Дзено, очень сложно не заметить огромную фреску, изображающую святого с ребенком на плече и с посохом в руках:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Это - конечно же святой Христофор, легко опознаваемый именно по фигуре младенца Иисуса на плече. Многие помнят красивую легенду о мальчике, который попросил великана Репрева перенести его через реку. На середине пути мальчик стал слишком тяжел, и Репрев испугался, что не вынесет его и утонет, и тут-то ребенок признался, что имя его - Христос, и он несет с собой все тяготы этого мира, которые он принял на себя. Младенец крестил Репрева в той же реке, и дал ему имя Христофор.

Постойте-постойте, но ведь согласно "Золотой легенде", классическому и общепринятому в средние века сборнику жизнеописаний святых, рост Христофора - "всего" 2 метра 30 сантиметров. Между тем фигура в Сан-Дзено поражает воображение своими размерами:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Да это же гигант метров в пять роста! Да эта фигура просто подавляет своими размерами других ничуть не менее чтимых святых, изображенных внизу и по бокам! Ну уж наверное в этом был какой-то глубокий сакральный смысл, а не просто желание подчеркнуть размеры великана. Вот только какой?

Ну абсолютно все связанное со святым Христофором загадочно и странно. В православной традиции некоторые его всерьез считали псоглавцем. А принятое в католической традиции житие святого Христофора настолько изобилует историческими противоречиями, что этого святого низвели до уровня местночтимых.

Но даже на этом странности не заканчиваются. К примеру, вернемся в веронскую базилику Сан-Дзено. Как будто одного гигантского святого Христофора мало, так вот вам и еще один, тоже огромных размеров, нарисованный у противоположного входа:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

И еще один, все в том же Сан-Дзено:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Это было бы хоть немножко понятно, если бы храм был посвящен святому Христофору. Так ведь нет, Сан-Дзено - это храм в честь святого Зенона, а вот и сам святой Зенон, скромно и незаметно удит рыбку в нише слева от алтаря:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот еще один итальянский город - Бергамо. Одна из самых древних и примечательных его церквей, Сан-Микеле-аль-Поццо-Бьянко. Здесь мы видим еще одну грандиозную фигуру святого Христофора. За счет хорошо переданной художником затаенной грусти она, наверное, даже повыразительней тех, что нарисованы в Сан-Дзено:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

А ведь нарисована эта фигура в первой половине 15-го века, времена далеко не дикие, тогда видимо и "Золотую легенду" читали, и истинный рост святого Христофора могли бы по ней прикинуть. Так вот нет же, художественная традиция оказалась сильнее. И над сумрачным залом церкви эта гигантская фигура прямо-таки господствует:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Но и это еще не все. В Сан-Микеле-аль-Поццо-Бьянко, как и в Сан-Дзено, одним святым Христофором дело не ограничилось. В этом храме есть очень загадочная зимняя, полуподземная церковь. На алтаре которой, в центре, изображен ни кто иной, как все тот же святой Христофор.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Опять же, почему такое почтение именно к этому святому? Церковь же вроде посвящена святому Михаилу, откуда святой Христофор? Так и начинаешь подозревать существование тайной секты "христофоропоклонников", которые собирались в этом подземном храме, чтобы совершать свои тайные, не предназначенные для стороннего глаза ритуалы.

А и вправду, давайте поиграем в паранойю и теорию заговоров. Христофор считался святым-покровителем путешественников. Но у путешественников в средневековье были и другие защитники и покровители. Тамплиеры, например.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

На фотографии - хорошо сохранившееся тамплиерское "маджоне", гостиница для паломников, направлявшихся по знаменитой "франкской дороге" на паломничество в Рим. Это маджоне сохранилось в Сиене, причем не обошлось в Сиене и без огромного святого Христофора, чье изображение - прямо над входом в капеллу сиенского Палаццо Пубблико. Фотографировать там, к сожалению, не дают, но вот фотография, найденная в интернете.

Тамплиеры, насколько известно, больше почитали святую Екатерину, а не святого Христофора, но все равно аналогии между странным святым-покровителем путешественников и странным орденом, занимавшимся защитой паломников, слишком уж интригуют, чтобы их игнорировать.

Что же касается огромных изображений святого Христофора, то они встречаются чуть ли не по всей католической Европе. Вот например огромный немецкий святой Христофор из собора в Виссембурге, вот - испанский из собора в Толедо, вот - чешский из Кутны Горы, а вот - английский из знаменитой пещеры в Ройстоне, которую, кстати, тоже связывают с орденом тамплиеров.

Ну и раз речь пошла о Христофорах, не могу упомянуть и еще одного, кстати, вполне итальянского:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Речь идет, конечно же, о великом итальянце Христофоре Колумбе, так приукрашенно-героично изображенном на памятнике в его родной Генуе. Право же, есть в этом какая-то мистика, как будто художники раздираемой усобицами и перенаселенной Европы и вправду не зря рисовали на стенах церквей огромных Христофоров. Словно надеялись, что в один прекрасный день придет к ним сказочный великан, и перенесет европейцев, как младенца Иисуса, в чудесный новый мир, в котором есть и простор, и богатства, и - уникальная возможность начать историю с чистого листа.

И вот ведь чудо: великан-то пришел!

И пришел, кстати, не без помощи тамплиеров. Вернее, не самих тамплиеров, а их португальских преемников, так называемого "Ордена Христа", основанного в Португалии сразу после роспуска Ордена тамплиеров. Деятельность рыцарей Ордена Христа во многом приблизила эпоху географических открытий. Именно на деньги Ордена Христа великий магистр ордена, принц Генрих Мореплаватель, снаряжал свои экспедиции, готовил картографов и мореплавателей, да и сам знаменитый Васко да Гама был рыцарем Ордена Христа.

Будь я склонен к мистицизму, мог бы всерьез подумать, что огромные изображения святого Христофора были частью тайного тамплиерского магического ритуала, призванного создать из небытия целый материк и перевернуть тем самым историю человечества. Впрочем, хватит играть фактами, а то еще допишусь до того, что объявлю мультик про капитана Врунгеля (тоже, кстати говоря, Христофора!) тайным средством влияния тамплиеров на умы советских детей!

А еще меня поразило удивительно грустное выражение лица всех этих святых Христофоров. Так и думаешь: идет великан через океан в Новый Свет, несет с собой на плече младенца Христа, чью веру будет распространять на всей этой огромной земле. А глаза-то грустные-грустные, потому что знает про все, что потом будет: и про рабство, и про эпидемии, и про резню туземцев. Знает, а все равно идет дальше, потому что судьба.

Вот как, оказывается, средневековые европейские художники жалели индейцев...

тамплиеры, Бергамо, Верона, Сиена, Италия, фото

Previous post Next post
Up