Всего 5 минут, с 1ч.16мин. по 1ч.21 мин. Итак, исходный посыл, читаем оригинал -
Томас Манн"Тот факт, что я осознал себя сторонником демократии, является следствием убеждений, которые дались мне нелегко и первоначально были чужды мне, выросшему и воспитанному в духовных традициях немецкого бюргерства.Не покажется ли странным, если я скажу, что
(
Read more... )
Я не только допускаю, но напротив, твердо убеждён, что как у Манна, так и у Кургиняна, есть цельная мысль и даже цельная система мыслей. В меру способностей пытаюсь эту систему описать и найти в ней слабое место.
Почитайте внимательно Манна, я же дал ссылку. Манн вовсе не отрекается от немецкого духа и даже от немецкой бюргерской духовности (потому как никакой иной духовности, кроме этой, у немецкого народа и не было). И государственник Гегель, и антигосударственник Шопенгауэр - оба они порождения немецкой бюргерской духовности. Манн не отрицает этот дух, а лишь негодует, что он пошел по ложному пути, по пути Шопенгауэра. Этот дух пренебрёг государством во имя культуры, и государство попало в руки циничных (бескультурных) проходимцев, которые использовали власть во вред культуре и духу.
"Если немецкий дух переживет тотальный позор, именуемый национал-социализмом, то, надо надеяться, это катастрофическое последствие его слепоты к политическому аспекту гуманизма окажется для него суровой, но поучительной и спасительной школой."
Имено этот (и никакой другой) дух отождествляет Манн с демократией. Он не отрекается от него, но жаждет его спасения. В его цельной системе взглядов демократия есть полное и совершенное соединение немецкого бюргерского духа с политикой. Именно так следует понимать Т.Манна, если внимательно его читать. И после этого уже появляются вопросы: а что случилось сегодня с немецкой демократией? Она есть или её нет? Дух ушел из немецкой политики или нет? Жива ли бюргерская духовность сегодня?
То же, что вы говорите, "Например (самый простой) такой что политика - это обращение к обществу, демократия - в каком-нибудь смысле ориентация на народ, вот она и требует (в это качество духа) считаться с народом или его убеждать.. " не содержит серьёзного смысла по той причине, что может трактоваться как угодно. К примеру, нацизм разве не обращался к обществу, разве нацистская политика не была обращена на свой народ, разве нацистская пропаганда не была заточена именно на то, чтобы убеждать народ?
Значит, такое определение демократии, хоть и самое простое, но не дающее никакого понимания.
Теперь о системе Кургиняна. К сожалению, нигде нет её цельного последовательного изложения. Потому тут каждый волен трактовать отдельные моменты как ему вздумается (а СЕК волен опровергать таковые трактовки, как не соответствующие). Но ту фразу, которую вы выделии, характеризуя меня, куда более справедливо адресовать Сергею Ервандовичу.
Присмотритесь. Т.Манн говорит о конкретной немецкой бюргерской духовности и её связи с демократией и политикой, о конкретной ситуации в западной цивилизации. Там всё конкретно написано именно такими словами В трактовке Кургиняна остаются филиппики в отношении бюргерской духовности, а все лавры переносятся на духовность "вообще", без всяких родовых признаков. Для чего это делается? Для того, чтобы мысли Манна можно было органично вписать в теорию Кургиняна, оперирующей "общечеловеческим" понятием "духовность", в которой один народ может отличаться от другого не своей особой, национальной, цивилизационной духовностью, а лишь наличием или отсутствием этой самой всеобщей духовности.
Хотите двусловную дефиницию западной духовности? Пожалуйста: иррелигиозность и нравственность. Это не моя личная парадигма, а парадигма Шпенглера, если хотите. И мне кажется вполне уместно, описав сначала парадигму Манна, дать в заключение и описание куда более адекватной и соответствующей действительности парадигмы.
Reply
Leave a comment