Не к месту и не ко времени, но мысль следует зафиксировать.
Всем сокрушающимся о часах и квартирах Патриарха московского, на фоне скромности и простоты Папы римского.
Только сейчас понял подлинный смысл фразы:
"если готическое мышление развило из идеи священника character indelebilis, в соответствии с которой идея неуничтожима и достоинство ее абсолютно не зависит от образа жизни ее носителя в мире как истории, то это в неявной форме относится и ко всякому духовенству, а также и ко всей философии в смысле школ. Если священник обладает расой, он ведет внешнее существование, как и всякий крестьянин, рыцарь или государь. Папы и кардиналы эпохи готики были феодальными государями, полководцами, любителями охоты, любовниками и проводили семейную политику. Среди брахманов добуддистского «барокко» были крупные землевладельцы, холеные аббаты, придворные, моты, лакомки, однако именно раннее время было в состоянии отличать идею от личности, что сущности знати абсолютно противоречит, и лишь Просвещение осудило священника за его частную жизнь, но не потому, что его глаза были зорче, а потому, что оно утратило идею." О Шпенглер. "Закат Европы".
Итак, мысль заключается в том, что "царство моё не от мира сего", "хочешь быть совершенным, раздай своё имущество нищим и следуй за мной". Только монах, отрешенный от жизни, может полноценно существовать в мире моральных (религиозных) норм "не от мира сего". Если же мы рассматриваем "функционера церкви", т.е. человека, занятого построением земной структуры, системы, - глупо удивляться тому, что его поведение определяется не моралью, а нравственностью, нравами царства кесаря - нравами господствующей элиты, потому что сам он, по факту, является частью этой элиты.
Воздействие на элиту "собственным примером" возможно, но крайне неэффективно. Это как подвиг Александра Матросова - достойно восхищения, но не может быть представляемо, как предлагаемый метод ведения боевых действий. Духовное сословие должно "нависать" над политической элитой, но не столько показывая "альтернативный образ жизни" (который никогда не будет воспринят аристократией), сколько "вынося мозг идеями", заставляя элиту постепенно (или резко) менять нравы, в соответствии с требованиями реализации воспринятой идеи.
Если же Идея умерла (Бог умер), но привычка "потреблять идею" в обществе осталась, общество начинает применять требования содержания к форме. Содержания уже нет, а форма должна изображать существование содержания - вот исток "простоты и скромности" современных Пап.
"Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
и с того времени он искал удобного случая предать Его." Мф.26,6-16
Итак, что мы видим?
Мы видим Мессию, беззастенчиво "роскошествующего", чем вводящего в недоумение и сомнение своих учеников. (Один после этого даже разуверился и решился на предательство!)
И что он говорит?
- Глупцы, настоящая роскошь - иметь рядом с собой Меня (Бога, настоящую Идею, настоящий Смысл). И только лишенные этой роскоши в сердце своём, сокрушаются о роскоши мира сего.
Не о часах Патриарха следует сокрушаться, а о том, есть ли "роскошь Его" в сердце нашем (и Патриарха).