нет сказок лучше жизненных

Jan 22, 2022 07:27


автор - народ, ваше преосвященство
из кино

сердечно приветствую своих читателей.

трёхтомник «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева», т. 3 с. 299-300, изд. 1984 г. в дополнении «Сказки, изъятые цензурой из сборника „Народные русские сказки“» вот такая сказка «О хитрости царя Соломона»:

До рождества Христова все умершие - грешные и праведные сидели в аду. И Анна-пророчица была тут же и все пророчила, что родится Исус Христос и выведет всех праведных из аду. А праведные давно ждут и дождаться не могут избавления и говорят:
«Вот ты, Анна, пророчишь, пророчишь, а все ничто не сбывается, только нас морочишь!» Анна их уверила, что вправду все то сбудется, что она пророчила.
Вот и родился Исус Христос и начал с апостолами ходить по земле; зашел и в ад. Ад затрещал, Сатанаил закричал: «Аде, крепися!» Нет, ад все трещит. Господь повел из аду всех с собою, а царя Соломона оставил. Соломон и говорит: «Что же ты, господи, всех выводишь из аду, а меня одного покидаешь?» Господь сказал: «Ты сам хитёр-мудёр, дак выходи на свои мудрости!»
Вот Соломон остался в аду и начал размеривать ад да приговаривать: «Вот тут будет церква, тут престол, а тут часовня». Сатанаил его остановил: «Соломон, что ты делаешь?» А он отвечает: «Да вот хочу здесь церкву строить, а вот тут часовню».- «Что ты, царь Соломон! У меня и прежде тесно было. Я рад, что избавился назойливых жильцов, а ты опять меня теснишь».- «Ну, Сатанаил, вот тебе три аршина в уголку - будет с тебя и этого места!»
Сатанаил рассердился и вытурил (выгнал) царя Соломона из аду вон. Соломон и пошел к царству небесному. Стучится у ворот и спрашивает: «Братие! Скажите, пожалуйста, которое житие лучше - старое ли в аду или новое в царстве небесном?» - «Нет,- говорят,- новое в царстве небесном лучше».- «Покажите-ка мне ваше житье хоть немножко! Я бы посмотрел на вас». Отворили ему дверь немножко, чтобы можно было заглянуть. Он смотрел, смотрел и засунул ногу. Стали рай затворять и прижали ему ногу-то. Он и закричал: «Ногу прижали! Ногу прижали!» Вот как отворили шире, Соломон и проскочил в царство небесное - да в уголок. Тут и остался, а не на переде, где заняли место первые.не берусь утверждать, что будь я цезором, то постановил бы так же. я не цензор - и слава Богу. но давайте посмотрим:

1. откуда взято, что праведники когда-то сидели в аду? совсем наоброт, в Евангелии я читаю:

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово Лк 16:22

2. вообще-то ад отдаст своё „содержимое“ в одном случае:

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны... Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать Отк.20:1-3

и только

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. Отк.20:13

3. надо полагать, что кроме Соломона мудрецов там не было. и как сей мудрец умудрился попасть в ад? ну кроме того что там были все подряд. читаем:

И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. 3 Цар.11:3

разврат не обязательно понимать в современном половом смысле. в Библии достаточно сравнений с эротическими сюжетами. далее там написано:

... Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. 3 Цар.11:3-7

так что нет ничего удивительного в таком ответе Христа.

с другой стороны, это некоторое противоречие с образом Христа, который - на мой взгляд - гениально отразил Андреев в «Иуда Искариот», когда ученики - ещё не апостолы? - затеялись бросать камни с горы:

- Господи! я не хочу, чтобы Иуда был сильнее меня. Помоги мне поднять тот камень и бросить
...
-... а кто поможет Искариоту?4. Соломон потеснил самого Сатану. здесь так и представляется чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: левитирует на неограниченные расстояния, управляет погодой, сбивает людей с пути, и в то же время его можно легко выдрать хворостиной из плетня.

а ведь Сатана, на минуточку, по могуществу второй после Бога. непонимание этого факта может привести к неприятностям. но я не об этом.

5. Соломон нахрапом продрался в рай. не тушкой, так чучелком. хотя вышибала привратник сильно не препятствовал - уж коли бывший царь вообще попал туда. и в самом деле:

В доме Отца Моего обителей много. Ин 14:2

6. Соломону досталось место в уголку - по грехам его. как написано,

Многие же будут первые последними, и последние первыми. Мк 10:31

классика! первый стал последним.

точно как в том бородатом анекдоте. хотя если рассматривать его как притчу, то и повторить не грех:

умер раввин, ангелы отнесли его на небеса и посадили в некоем собрании, где-то в середине „зала“. разглядывая соседей, раввин замечает впереди себя, т.е. почётней, водителя автобуса. его удивление потихоньку перерастает в раздражение и затем в гнев. подзывает он ангела и спрашивает, мол, чего это какой-то шоферюга аж на пять рядов почётней меня? ангел отвечает:
- на твоих проповедях люди спали, а когда он жал «железку до полика», весь автобус трясся и молился.

доездился, однако. скольких забрал с собой и где их рассадили - увы, история не о том. хотя всё в руке божией. а если вспомнить ещё один бородатый анекдот и рассмотреть его тоже как притчу, то в общем-то всё понятно. («я вас, блудниц, пять лет на этот пароход собирал»).

Заключение. все проповеди/рассказы церковников народ понял упрощённо и переиначил по-своему. но заключение цензора о запрете не кажется чем-то необснованным. но что толку-то? запретить запретили печатное слово, а молву народную запретить можно только вместе с народом, т.е. невозможно. это только в порыве превеликой гордыни можно сказать, мол, нет такого народа, который я не смог бы посадить в гулаг.
Previous post Next post
Up