.
.
Кто ловки и сильны при ударе,
Кто смелы перед каждой игрой,
Кто на морде, как на гитаре
Ловко играет левой рукой
стихи сердечно приветствую своих читателей.
общеизвестно, что Святитель Николай Чудотворец однажды заушил Ария. проще говоря - дал в морду.
по легенде, его посадили в кутузку, но потом вдруг
поняли, что дерзновение мужественного иерарха было угодно Богу. а между тем - невзирая на канонизацию поступка - факт обструкции в физическом смысле
подвергается сомнению, переводя его в плоскость богословской победы, т.е. риторической и моральной.
христианство - не толстовство. тем не менее, в Писании я как-то не увидел разрешение богословских разногласий в виде поединка. как раз наоборот:
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня
Ин 18:36
вот и в русском народе не всем пришлась по душе каноническая легенда. если обратиться к уже упоминавшейся книге «Раскол внизу и раскол вверху», то некто Зосима Широв, простой русский человек, называемый местными жителями апостолом, так говорил автору:
Зосима энергически отрицаетъ принадлежность къ какой бы то ни было сектѣ.
- Но вѣдь ты же не православный?
- Избави Богъ! - чуть не съ ужасомъ произноситъ онъ. - Ваша православная вѣра порченая, - поясняетъ онъ.
- Въ чемъ и кѣмъ она испорчена?
- Законъ перемѣненъ въ вашей вѣрѣ.
- Кто же перемѣнилъ законъ по-твоемѵ?
- Хто?... Извѣстно хто? Вселенскіе соборы - вотъ хто!... Они перемѣнили законъ Божій, то-есть вотъ какъ... до тла перемѣнили! Спорили, спорили о законѣ, а потомъ давай драться... Да, затѣяли промежъ себя драку. Николай отколотилъ Арію... Ну, стало быть, какой же онъ святой?... По-моему такъ онъ драчунъ!... По нонѣшнему времени за этакую грубость его бы не то што во святые, а, прямо сказать, на съѣзжую бы, али въ участокъ... А вы ему молитесь!... Ну, и выходитъ, что вы законъ потеряли...многоточия оригинала.
как по-моему, Вселенские соборы не то, чтобы что-то испортили, но все эти квази-юридические формулировки догматов возникли не от хорошей жизни. и как ни крути - сегодняшнее устройство церквей, любых - разительно отличается от того, что мы читаем в Деяниях апостолов. ну, про устройство РПЦ МП автор кое-что пишет, Бог даст - приведу пару цитат.
что же касается устранения богословских разногласий путём обструкции оппонента - такая возможность предусмотрена в мировой литературе. самый известный случай описан Дюма-старшим:
- А ты, Арамис?
- Я дерусь из-за несогласия по одному
богословскому вопросу, - сказал Арамис, делая знак
д’Артаньяну, чтобы тот скрыл истинную причину дуэли.
Атос заметил, что по губам гасконца снова
скользнула улыбка.
- Неужели? - переспросил Атос.
- Да, одно место из блаженного Августина, по
поводу которого мы не сошлись во мнениях, - сказал
д’Артаньян.
«Он, бесспорно, умен», - подумал Атос.т.е. никто никому не поверил, но откорячка проканала.
ещё один случай касается не совсем богословия, но мы сейчас про оскорбление действием. Владимир Соловьёв, «Три разговора», эпизод про двух отшельников, после того как они поддались минутной слабости и на трое суток предались блуду и пьянству в Александрии:
- Ах ты, еретик! Ариево отродье! Аполлинария мерзкого всеклятые уста!
И сокрушавшийся о своем грехопадении отшельник бросился на своего товарища и стал изо всех сил его бить.если кто не читал - почитайте. так вот, избиение случилось уже на обратной дороге в пустыню. здесь автор почему-то ни словом не обмолвился о том коротком времени между протрезвлением и выступлением в обратный путь. а этот короткий эпизод просто архинепременно должен был быть: „неунывающий“ отшельник проснулся раньше другого и ушёл куда-нибудь, чтоб никто не мог бы его видеть:
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне
Мф 6:6соответственно, как он там каялся - мы не узнали, и потому нам непонятна его жизнерадостность.
но это я уже вышел за рамки темы. здрав будь, читатель.