...и на Марсе будут яблони цвести

May 15, 2012 12:45

о кино и автомобилях поговорили, поговорим о кино и компьютерах.


"Аэлита", 1924г., режиссёр Протазанов. это сама Аэлита:



посмотрите внимательно. а теперь вспомните всё:



создатели фильмов из разных времён и культур, а думают об одном и том же. (я шучу, но в каждой шутке есть доля шутки)

вообще же я вот о чём:



это единственный компьютер во всём фильме. есть ещё один девайс -



- но по-моему это электронная пишущая машинка. живьём я их никогда не видел, но судя по описанию - она.

фантасты могут мечтать о чём угодно: о телепортации, о путшествиях во времени, о компактных носимых средствах связи - но как только дело доходит до "технического воплощения", они не могут вырваться из рамок своего времени. например, Уэллс говорил о настенном средстве видеосвязи, но у него это было всего лишь зеркало со шнурком. "технически" он недалеко ушёл от нашего яблочка на тарелочке или "свет мой, зеркальце, скажи".

я не в укор, ни в коем случае. просто оглянешься вот так вот ностальгически-снисходительно... так вот, сказанное относится к компьютерам в гораздо большей степени, чем к любой другой железяке. возьмём "Саргассы в космосе" Эндрю Нортон (написана 55-м, у нас издана 69-м):

...Дэйн остался с последним членом экспедиции, угрюмым молчаливым человеком. Несмотря на откровенное неудовольствие этого субъекта, Дэйн принялся складывать чемоданы и саквояжи - по-видимому, личный багаж археологов - в одну груду, чтобы потом их было удобнее грузить на краулер. В том, что произошло далее, виноват был не он. Археолог сам уронил потрепанный чемодан. Чемодан грохнулся, зацепился замком о камень и раскрылся. С приглушенным воплем археолог бросился запихивать обратно вывалившиеся вещи. Он действовал очень проворно, но Дэйн успел заметить тостую книгу, которая выпала из стопки белья.


Знакомая книга! Солнце слепило глаза, и Дэйн прищурился, всматриваясь. Но было поздно - археолог уже затягивал чемодан ремнем. И все-таки Дэйна не покидала уверенность, что точно такую же книгу он уже видел однажды в рубке управления, на столе у Вилкокса. "Странно, - подумал он. - Зачем археологу таскать с собой свод программ для бортовой вычислительной машины?"

представьте себе, дорогие читатели, космический корабль, летящий куда-нибудь к Седне, и штурман перебивает код из книги на перфоленту. но это пол-беды, а в космических фильмах 30-60-х гг. вообще ничего вычислительного нет. (под рукой никаких скринов нет, выложу позже).

фильм же с Арнольдом вышел в 90-м, компьютеры "у них" должны были быть широко распространены, но киношники их не оценили. точно так же, как не оценили киношники наши:



на всё главное статистическое учреждение один-единственный терминал, и тот всегда выключен. фильм 77-го г., в совке много АСУ, но рядом не оказалось консультанта-мечтателя: на каждый стол по терминалу, сотрудники увлечённо барабанят по клаве, снимают их спереди и что там на мониторе - не видно, да и по сюжету не важно.

между прочим: "Понедельник начинается в субботу" написан в 65-м, и главный герой Сашка Привалов не кто-нибудь, а программист. даже шире: инженер по ЭВМ (он кроме прочего ещё и спортсмен, судя по всему борец или боксёр. гармоничная личность, вполне в духе советских мечтаний о воспитании нового человека. но это выходит за рамки поста) один из Стругацких был лингвистом, другой одно время работал с ЭВМ. (вот она! гармония физиков и лириков!) судя по всему, в то время компы ценили только компьютерщики. и судя по всему, по-другому и быть не могло.

в довесок скрин из "Аэлиты":



смотрите, сколько экспрессии. ну и напоследок, по доброй традиции, хорошая песня:
verdammt noch mal! сколько ни бился, видео никак не вставляется. дам одинокую ссылку:

http://www.youtube.com/watch?v=E4NrEVfIvCc

image Click to view



mein süßer Darm. вот оно как. разобрался.

Привалову пришлось бы сначала теги осваивать :-)

Мечта, Комп и человек

Previous post Next post
Up