Услышать Гергиева и... жить

May 04, 2014 00:26



Только что с концерта


Это будет бессвязно. Выбачьте, будь ласка.
Я приехала в консерваторию достаточно загодя, и к началу концерта уже (как всегда) пребывала в состоянии душевного комфорта просто от нахождения в интерьерах 19-го века. Место было отличное! достаточно высоко и прямо по центру. Мне нравится на концертах (в отличие от спектаклей) сидеть в амфитеатре - там никто перед тобой не маячит и объёмный звук - такое ощущение, что весь воздух заполнен звуком, только ты - и музыка! В партере такого нет, честно, я сравнивала. Сначала я слегка напряглась, когда увидела, что места в амфитеатре не поделены на кресла (я успела это подзабыть), но потом мне даже понравилось - такое братство аудиалов. Соседи попались шикарные (к тому же, справа место рядом со мной осталось свободным), никто не шелохнулся за весь концерт. Целый зал аудиалов!!! Оркестр заканчивает очередную часть произведения, дирижёр держит паузу несколько секунд, в зале - НИ ЗВУКА!!! РАЙ!!! Зато потом ))) Так неистово аплодировать могут только благодарные аудиалы )))))

Они начали со Штрауса, "Так говорил Заратустра". Вы все знаете начало этой вещи: оно звучит в заставке передачи "Что? Где? Когда?" Но только там оно звучит, как птичий свист. В реальности это настолько мощно, до мурашек, и душа сразу так благодарно развернулась и воспарила, что я аж расплакалась. Аха :) Сижу и плачу, как дура, что мне так хорошо :) Какое же это счастье! Всё вместе: оркестр, ненынешняя музыка, лепнина, люстры, портреты композиторов на уровне твоих глаз, единое дыхание зала. Несколько раз за время концерта возникало ощущение, что я в другом веке. В моём любимом, 19-м.

Валерий Абисалович был энергичен, даже один раз подпрыгнул :) И эти его знаменитые, постоянно вибрирующие пальцы...

...Когда-то мне на день рождения подарили диск "Щелкунчика" в исполнении его оркестра. С этого всё и началось. Впервые в жизни я тогда слушала классику с полным пониманием того, что хочет сказать дирижёр. Это было чудо и наслаждение. Именно тогда, кстати, я и поняла, что, в сущности, мы слушаем дирижёра, играющего на инструменте под названием "оркестр". В "Щелкунчике" у меня есть любимое место, в котором я обычно реву. Все исполнения, которые я слышала до сих пор, давали мне эту возможность. И тут, когда я слушаю ТАКОЕ исполнение, я уже заранее предвкушаю, КАК сладко я буду плакать в том самом месте. И вот наступает это место, и мелодия начинает подбираться, подбираться к этому высокому "соль". И вдруг... Вступает челеста, которая, вместо плача, взахлёб радуется, я совершенно остолбеневаю от этого, но понимаю, снова абсолютно понимаю ЕГО: "Когда наступит радость, в ней не будет ни капли горечи". И вот тут я, конечно, реву всласть :)
Вернёмся, однако, к сегодняшнему концерту...

Я успела и поразвлечься :) С самого начала моё внимание привлекла группа ударных инструментов. В этом самом "Заратустре" партия литавр очень существенная, Гергиев потом, когда поднимал оркестровые группы и отдельных солистов на аплодисменты, отдельно "подал" парня, который играл на литаврах. Я хотела крикнуть "Браво", но постеснялась :). Группа ударных - она очень своеобразная. Это такая приправа. Скрипачи и виолончелисты, например, "пилят" почти без отдыха, контрабасы - чуть меньше. Духовые - примерно 50/50, а ударные - они могут час просидеть ради того, чтобы в нужный момент сделать своё дело. И вот они сидят - человек пять, и непонятно, кто такие? И вдруг один поднимается и торжественно берёт в руки треугольник, и потом - "звяк", ещё раз "звяк" - и садится. Всё, его партия окончена. Но ведь нужен же был этот "звяк", и сколько же требуется сосредоточенности, чтобы всё время следить за партитурой и попасть своим ударом точно в такт. То же самое с тарелками. Или вдруг зазвучит, как будто колокольчик. Ищешь - откуда звук? Оказывается, "проснулся" дядечка и заиграл на вибрафоне (металлофоне). Поиграл с минуту и снова "уснул". Ударные обычно вступают после духовых. Кроме литавр, на которых играют палочками с войлочными головками, были ещё просто барабаны - с деревянными палочками, у них звук пожёстче. Был ещё огромный барабан (думаю, больше метра в диаметре). К нему был приставлен отдельный седовласый мужичок, который почти всё время спокойно сидел на стульчике, потом пересаживался к барабану на такой высокий табурет, типа барного, и делал своё "БАМ!" Потом снова спокойно пересаживался на стульчик. Был момент, когда одновременно играли очень быструю дробь на литаврах и на тарелке - УХ! Парень с тарелками - тоже красавец :) Вообще-то он "многостаночник", и один из его инструментов - ГОНГ! Я впервые в жизни видела настоящий гонг - он огромный, почти в человеческий рост. И звучит - ого-го-го! Ну, а кроме ударных, - конечно, мои любимые флейты. Флейта - удивительный инструмент, такие божественные звуки издаёт.

В конце концерта мы вызывали Гергиева раз пять, не меньше. В конце концов, он, уходя, помахал нам прощально рукой, дескать, всё, всё, по домам :). Но мы ещё долго аплодировали оркестрантам. Какие же умнички!

Всё, прощаюсь. Днём у меня поезд, а в чемодане ещё никто не валялся :).

Роль личности, Эта музыка

Previous post Next post
Up