Волшебная инициатива шведского детского сада (Стокгольм): отказаться от деления людей на тех, кого называют "он" и тех, кого называют "она". Вместо этого введено гендерно нейтральное обращение.
Сотрудники детского сада стараются избегать местоимений "он" и "она". По-шведски "он" - han, "она" - hon. Чтобы избежать этих местоимений, воспитатели используют бесполое слово hen. "Мы используем это слово, когда в детский сад собирается прийти, например, доктор, полицейский, электрик или водопроводчик. Мы не знаем, будет это мужчина или женщина, так что мы просто говорим, что hen придет около двух часов дня. Таким образом, дети могут представить себе как мужчину, так и женщину. Это расширяет их кругозор", - говорит заведующая детским садом Лотта Райалин.
Сказочность инициативы усиливается тем, что наряду с переходом к гендерно нейтральному именованию был пересмотрен репертуар сказок, взятых в оборот в саду: исключены такие, как "Белоснежка" или "Дюймовочка", поскольку они достаточно однозначно предписывают консервативные паттерны гендерного поведения.
А вот одна из сказок, пришедших на смену гендерно консервативным: это история о двух самцах-жирафах, которые переживали, что не могут иметь детей, пока не нашли и брошенное крокодилье яйцо. Жирафы высиживают яйцо, чтобы обзавестись общим ребенком.
Заведующая Райалин указывает, что ее задача - создать обстановку, терпимую к гомосексуалистам, лесбиянкам, бисексуалам и транссексуалам. Почти все книги в этом детском саду рассказывают об однополых парах, одиноких родителях и детях-сиротах.
В детском саду Egalia бывшие мальчики и бывшие девочки вместе играют с кукольной кухней, занимаясь "приготовлением пищи". Рядом с этой игрушечной кухней выложены наборы кирпичиков Lego и других игрушечных стройматериалов - специально для того, чтобы в сознании детей не возникало барьеров между такими занятиями, как приготовление пищи и строительство.
Кстати, куклы, в которые играют дети - чернокожие, в связи с чем детский сад уже получал угрозы от местных расистов. Но заведующая оптимистична: в ее заведение стоит большая очередь, и только одного ребенка родители забрали обратно.
"Общество ожидает от девочек, чтобы те были женоподобными, милыми и красивыми, а от мальчиков - чтобы те были мужественными, грубоватыми и общительными. Но Egalia дает детям фантастическую возможность быть такими, какими они хотят быть на самом деле", - поясняет воспитательница Дженни Йонссон.
Надо ли пояснять, что я в восторге от того, что уже существуют сообщества, готовые поддержать такие правильные меры? Надо ли говорить, что в гомофобной, православной, казачьей, наци-консервативной России, где школьных учителей выгоняют с работы, как только узнают, что они гомосексуалы, подобные инициативы были бы просто физически опасны для людей, их выдвинувших?
(
сказочная инициатива детсада на ньюсру.ком )