Часть 4
Земли, которую получила Пруссия согласно договору, возможно, было достаточно для строительства церкви. Но, ведь планировалось отстроить в этом месте еще и консульство, школу, больницу. Этого размеры участка не позволяли. Вся остальная земля принадлежала грекам. Прибыв в Иерусалим, кронпринц попытался вступить в переговоры с греческим патриархом, но он не шел ни на какие уступки.
Въезд кронпринца Фридриха Прусского в Иерусалим. Художник Вильгельм (Карл) Генц
Празднование по случаю передачи участка на Муристане прусской стороне прошло более чем скромно. Присутствовали консул, сотрудники консульства, губернатор Иерусалима, представители немецкой протестантской общины города, сопровождавшие кронпринца в поездке лица, матросы корабля. На церемонии не было ни одного представителя англиканской церкви, что говорит о том, что отношения между общинами в Англо-Прусском епископате обострились до крайности.
Губернатор Иерусалима передал кронпринцу ключи от ворот полуразрушившейся средневековой церкви. Кронпринц, в свою очередь вручил эти ключи консулу. После чего к воротам прикрепили герб с изображением орла (символ прусского королевского дома). На этом церемония была завершена.
Ворота ведущие в церковь крестоносцев после их приобретения Пруссией 1869 г.
Местные Иерусалимские власти не могли себе позволить, чтобы кронпринц такой дружественной Османской империи страны, какой была Пруссия, покинул Святую землю в расстроенных чувствах. Они пригрозили православному патриарху Иерусалима, что проверят, насколько законны его владения на Муристане. После этого Иерусалимский патриарх стал намного сговорчивее. Он лично поспешил в Яффо, чтобы еще раз встреться с готовящемся к отбытию со Святой Земли кронпринцем и подписал все необходимые бумаги о передаче еще одного участка на Муристане в дар Пруссии.
Теперь настало время сказать несколько слов об ордене Иоаннитов у лютеран.
Тут я перепишу несколько предложений тупо из википедии, т.к. переформулировать своими словами у меня вряд-ли получится лучше чем там:
"Бранденбургский бальяж рыцарского ордена Иоаннитов был одним из ответвлений ордена Госпитальеров. Он получил широкую автономию внутри исходного ордена. Когда курфюрст Бранденбургский перешел в протестантизм, то все его подданные, как это было принято, сменили религию и это ответвление ордена стало лютеранским.
В 1812 г. прусский король Фридрих Вильгельм 3 распустил бальяж, а в 1852 году бальяж был восстановлен указом Фридриха Вильгельма IV как организация, совершенно независимая от католического Мальтийского ордена. С этого времени основной заботой немецких иоаннитов становится благотворительность. Бальяж поддерживает сеть лечебниц и курсов первой медицинской помощи.
С 1693 года все гроссмейстеры ордена принадлежали к правящей в Пруссии династии Гогенцоллернов".
Итак, приобретение прусским королевским домом участка на Муристане с развалинами церкви St. Maria Latina означало возвращение прусского отделения ордена к своим истокам. К тому месту, где этот орден возник. Планировалось, что в дальнейшем весь будущий комплекс на Муристане со школой, гостиницей для паломников, консульством и.т.д. будут обслуживать совместно как Иоанниты, так и диаконисы из Кайзерверта.
Король Вильгельм 1 хотел восстановить средневековую церковь St. Maria Latina на Муристане, чтобы еще больше подчеркнуть связь между историческим прошлым ордена и прусским королевским двором. Эту задачу он поручил одному из лучших берлинских архитекторов того времени Фридриху Адлеру. Фридрих Адлер был владельцем собственного архитектурного бюро, архитектором, археологом, профессором, автором ряда книг, человеком, по проекту которого была отстроена одна из самых знаменитых берлинских церквей того времени церковь св. Фомы. Но, не только за личные заслуги проект достался именно ему. Дело в том, что Адлер был другом Эрнста Курциуса, наставника кронпринца Вильгельма в детские годы. Эрнст Курциус профессор Берлинского университета впоследствии прославился на весь мир благодаря своим раскопкам в Олимпии.
Архитектор Фридрих Адлер
Перед тем, как приступить к работе над новым проектом, Фридрих Адлер в компании с Эрнстом Курциусом предпринимают путешествие на Восток на Святую Землю.
Они пробыли на Святой Земле примерно месяц. Все это время Адлер посещал различные архитектурные памятники Иерусалима и его окрестностей. В первую очередь его интересовали такие постройки, как Snt. Anna и Наби Самуэль.
К сожалению, на тот момент Пруссия не располагала надлежащими материальными средствами для воплощения проекта в жизнь, т.к. все деньги, которые собирали для Святой Земли поступали в Англо-Прусский епископат.
Пришлось ждать более 20 лет, прежде чем проект был воплощен в жизнь. Все эти годы Адлер не сидел без дела. Самыми известными его проектами в это время стали: 1) Археологический музей в Олимпии. Здание этого музея стоит и по сей день ; 2) Реставрация замковой церкви в Витенберге, к воротам которой Лютер прибил 95 тезисов, в которых выразил несогласие с порядками царившими в католической церкви и произволом пап.
Часть 5.
В 1871 г. все земли Германии были объедены под началом Пруссии. Прусский король Вильгельм I принял присягу в качестве германского императора. Начиная с этого времени Германия одна из самых передовых и бурно развивающихся стран Европы. Она играет ведущие роли в европейской политике наряду с Англией, Францией и Россией.
Старые соглашения с англичанами в Иерусалиме немцев больше не устраивали. Они расторгли договор и Англо-Прусский епископат перестал существовать. Появились деньги для строительства собственной церкви в Иерусалиме.
Поскольку старая церковь крестоносцев стояла на археологических наслоениях, то для того, чтобы новая церковь была более прочной решили возвести ее фундамент на природной скале. Для этого приступили к раскопкам.
И тут мне надо сделать короткое отступление, чтобы рассказать о важности раскопок на Муристане с точки зрения христианской археологии.
После окончания эпохи крестовых походов появилось несколько карт Иерусалима. На них был представлен Иерусалим времен Христа, таким, каким его представляли себе, на основе имеющихся у них сведений, христианские ученые и теологи. Город этот был очень небольшой по размерам, т.к. Голгофа должна была находиться за пределами города. Но, далеко не все были согласны с такой трактовкой. Протестанты сомневались в подлинности многих святых мест. Они исходили из предположения, что стены Иерусалима времен Христа проходили, примерно там-же, где и стены времен Сулеймана Великолепного. А значит, Голгофа должна была находиться за пределами современного города. Именно тогда и начались поиски альтернативного места распятия и погребения Христа.
В 19 в. приверженность человека тем или иным взглядам на географию Иерусалима времен Христа уже больше не зависела от его конфессии. Так, например, Конрад Шик был горячим сторонником того, что ключевые события евангельской истории произошли там, где ныне находится Храм Гроба Господня. Но, эти взгляды нуждались в доказательствах. А доказательством могло служить обнаружение второй городской стены построенной Иродом. Именно эта стена окружала город во времена Христа. Понятно, что стену эту надо было искать на Муристане. Т.к. восточнее Муристана город точно был заселен, а кладбища и гроб Господень, соответственно, хоть и находились за пределами городских стен, но недалеко от них.
Первые серьезные раскопки на Муристане провел Чарльз Уорен. Он обнаружил остатки древних, стен, крыш, цистерн, но второй городской стены не нашел. Исследовал Муристан и Конрад Шик. По результатам своих исследований он составил подробный план средневекового Муристана. О размерах церкви St. Maria maior мы знаем именно благодаря ему. Шик, так-же принимал участие в раскопках участка, принадлежащего русским. Стены обнаруженные там сначала сочли иродианскими, но потом выяснилось, что это были стены Храма Гроба времен Константина Великого.
Конрад Шик
Во время расчистки фундамента для строительства будущей лютеранской церкви на Муристане была обнаружена стена, которую и Шик и все другие, принимавшие участие в раскопках приняли за вторую городскую стену. Никого не волновало, что камни были очень грубо отесаны и прилажены друг к другу не очень аккуратно. Городские стены так не строили! Но, когда что-то хочешь найти, то именно это и видишь в своей находке. Главное доказательство того, что евангельские события произошли на территории Храма Гроба было найдено и оно находилось под будущей немецкой церковью!
В 1893 г. состоялась церемония закладки первого камня в основании будущего лютеранского храма. Этот камень, над ним впоследствии возведут алтарь, положили на обнаруженную стену. Сама церемония состоялась 31 октября 1893 г. 31 октября это именно та дата, когда Лютер прибил свои 95 тезисов к вратам Витенбергского собора. Это событие стало началом реформации. Во время правления Вильгельма 2 31 октября было объявлено общенемецким праздником-Днем Реформации. До этого в каждой земле был свой собственный праздник Реформации. День, когда тот или иной ландфюрст в 16 в. решил провести реформу церкви на своей земле.
Спустя несколько дней после закладки камня в основание новой церкви на Муристане, была торжественно освящена скромная лютеранская церковь Рождества в Вифлееме, которая была отстроена по инициативе создателя Сирийского Сиротского приюта Людвига Шнелера. Но, колокольня этой церкви была построена на пожертвования императора Вильгельма 2.
Во время посещения императором Вильгельмом 2 Святой Земли протестантская община Иерусалима обращается к нему с просьбой о строительстве курорта в некой отдаленности от большинства жилых построек, куда можно было бы поехать передохнуть в жаркие летние месяцы. В качестве места для будущей постройки была выбрана вершина Масличной горы. Но, тот огромный комплекс, который воздвигли там к 1910 г. по своим масштабам многократно превосходил скромные пожелания протестантов города. А церковь при этом комплексе по своей красоте и великолепию затмевала большинство немецких церквей отстроенных в то время.
Почему Вильгельм 2 вкладывал в свои постройки на Святой Земле такие средства ? О чем говорят его архитектурные проекты ? Чтобы понять это обратимся к истории христианства.
312 г. Молодому в ту пору Константину предстоит сражение со своим соправителем Максенцием, во власти которого находится Рим. Об этом погрязшем в нечестивости властелине даже язычники не могли сказать ни одного доброго слова. Но, у него была армия, чья численность многократно превосходила армию Константина, которому оставалось уповать лишь на чудо. И это чудо произошло. Накануне битвы Константин увидел в небе знамение в виде креста и услышал глас божий : "Сим победиши" ! Константин велел своим воинам начертать это знамение на хоругвях и под этим символом одержал победу над противником. Под знаменем Христа он расправился со своими соправителями и объединил Римскую империю.
Но, как только было достигнуто политическое единство возникают внутренние распри уже внутри самого христианства-арианская ересь. Разногласия раскалывают церковь, а значит и единство империи под угрозой. И тогда, чтобы выработать единый религиозный постулат, Константин созывает Никейский собор. В ходе этого собора арианская ересь была осуждена и был составлен документ, в котором представлены основные положения христианской религии: Никейский символ веры. С незначительными поправками он вошел в историю под названием Никейско-Константинопольский символ веры. Вот что гласит этот документ:
"Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.
И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых
и жизнь будущую. Аминь".
На месте тех самых событий, которые упомянуты в Символе веры Константин строит первые христианские храмы на Святой земле:
1)... и сделавшегося человеком-Храм Рождества Христова в Вифлееме;
2)...распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими)-Храм гроба (Воскресения) Господа в Иерусалиме;
3) ...восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца-храм Вознесения на Масличной горе.
Во время правления Вильгельма 2 его империю тоже сотрясают кризисы. Особенно большую угрозу представляет из себя социалистическое движение. Вильгельм 2, подобно Константину, ищет в христианстве опору и прибежище. С помощью веры он пытается сплотить свой народ. В этом смысле для него Константин образцовый император, чьему примеру он хотел бы следовать. И поэтому, в тех самых местах, где возводил свои храмы император Константин, Вильгельм 2 отстраивает новые церкви, посвященные тем-же самым событиям: Храм Искупителя рядом с Храмом гроба, лютеранский Храм Рождества в Вифлееме и храм Вознесения на Масличной горе.
Именно ради укрепления веры среди своих подданных Вильгельм 2 предпринимает поездку на Святую Землю, центральным событием которой должно было стать освящение недавно отстроенной церкви Искупителя на Муристане (лютеранского Храма Гроба Господня, который был возведен над главным доказательством того, что ключевые события Евангельской истории произошли в этой части Иерусалима). Освящение церкви искупителя было приурочено к 31 октября, общенемецкому празднику Реформации. Праздничные церемонии по случаю открытия новой церкви прошли утром, а во второй половине того-же дня, все, кто сопровождал кайзера в поездке собрались на Сионской горе, где император в торжественной обстановке передал участок земли, полученный им в дар от турецкого султана немцам католикам, для того, чтобы они отстроили свой главный храм в Иерусалиме. Если при Вильгельме 1, императоре объединителе Германии, немцы католики воспринимались как пятая колона: многие католические монастыри были закрыты, многие монахи католики покинули Германию, то при Вильгельме 2 церковь как католическая, так и протестантская пользовалась государственной поддержкой. И поэтому, торжественная передача участка католикам проходит в тот же день, что и освящение протестантской церкви. И католики и протестанты должны были отмечать эти события единовременно.
В ходе своей поездки Вильгельм 2 посетил и Храм Гроба Господня, который произвел на него крайне удручающее впечатление. Храм Гроба Господня был местом раздоров и склок между представителями разных христианских конфессий. Новый Храм Гроба (Церковь Искупителя на Муристане) должен был стать местом единения всех протестантов Германии под сенью нового императора Вильгельма 2.