Иосиф Валерга был первым католическим патриархом Иерусалимским, вернувшимся в Святой город в 19-ом веке. Вообще, для людей, которые не до конца представляют себе историю Святой Земли, само словосочетание "католический патриарх" звучит как нонсенс. Дело в том, что в Византийской империи было пять патриархий: патриархия Римская, патриархия Константинопольская, патриархия Александрийская, патриархия Антиохийская и патриархия Иерусалимская. Иерусалимская патриархия была последней, которая получила этот почетный статус. Первой и главной среди этих патриархий была Римская патриархия-папа римский. Мы знаем, что незадолго до начала эпохи Крестовых походов в 1054 г. в церкви произошел Великий раскол (Великая схизма) и она разделилась на Православную и Католическую церкви. В принципе этот раскол стал следствием различия как в обрядах, так и в области теологии между Западом и Востоком.
Когда крестоносцы христиане с Запада захватили Иерусалим, православный патриарх бежал из города. На его место крестоносцы поставили своего человека. Католика, а не православного. Когда Саллах ад Дин завоевал город, патриарх покинул Иерусалим и до окончательного падения Иерусалимского королевства его резиденция находилась в Акко.
После изгнания крестоносцев со Святой Земли мамлюками должность патриарха Иерусалимского в католическом мире стала чисто номинальной. Резиденцией Иерусалимских патриархов служила римская церковь Святого Лаврентия за городской стеной.
В 1841 г. в городе Иерусалиме был основан Англо-Прусский епископат. Это было первое протестантское представительство на Ближнем Востоке. Изначально представители англо-прусского епископата вели миссионерскую работу среди евреев. Очень успешной ее нельзя было назвать. И когда умер первый епископ Михаэль Соломон Александр и на его место был назначен Самуэль Гобат, он решает изменить направление деятельности и вести миссионерскую работу в первую очередь в среде местных христиан принадлежавших к православной церкви, древним восточным церквям, а так-же среди тех, кто исповедует католицизм. Гоббат хочет провести среди местного восточного христианства что-то типа реформации, которая в свое время изменила облик христианства в Европе. Особая роль в распространении идей протестантской церкви среди местного населения отводится образовательным учреждениям.Таким, как Сиротский приют Шнелера, например, который был основан в 1860 г.
Эта активность протестантов не могла не вызвать беспокойство среди представителей традиционных церквей и в 1847 г. была основана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, а в 1848 г. в город прибывает католический патриарх Валерга. Папа римский Пий 9 решил возродить эту должность из небытья. Патриархом Иерусалимским он назначает Иосиа Валергу. Доктора наук в области теологии и церковного права, человека знавшего несколько восточных языков и имевшего большой опыт миссионерской работы на Востоке. Так же о незаурядности и разносторонних талантах этого человека свидетельствуют здание кафедрального собора при Католической патриархии и сама патриархия, отстроенные по проекту Валерги.
Вместе с тем, когда мы начинаем смотреть, что писали о первом Иерусалимском патриархе его современники, отзывы эти далеко не всегда благожелательные. Например, глава Русской духовной миссии Леонид Кавелин был не доволен масштабами деятельности католического патриарха. Не лестные воспоминания о нем оставил и будущий император Мексики Максимилиан. Он посетил Иерусалим в 1855 г. в возрасте 23 лет., став таким образом первым представителем императорских и королевских семейств Европы побывавших в Святом Городе в новое время. Он называл Валергу пустым и ограниченным человеком созданным Францией и представляющей в Иерусалиме исключительно ее интересы.
Дело в том, что до появления патриарха единственными представителями всех католиков на Святой Земле были члены ордена францисканцев. Только им разрешалось строить свои церкви и монастыри на Востоке. По видимому, этой привилегии францисканцы удостоились благодаря создателю их ордена Франциску Ассизскому, который получил такое разрешение лично от султана Египта Эль Камиля. Хотя, возможно, что встреча Франциска с султаном это всего лишь легенда. Когда в городе появилась католическая патриархия, часть денег Ватикан перенаправил в это учреждение. Это послужило поводом для начала конфликта между представителями францисканского ордена и Валергой. Конфликт между францисканцами и Валергой был так-же конфликтом распределения полномочий. Все те обязанности которые раньше исполняла Кустодия Тера Санта (Хранители Святой Земли это еще одно название францисканцев)теперь должны были быть распределены между двумя представительствами Католической церкви.
Но, так или иначе христиане жившие на Западе на протяжении многих лет жертвовали деньги на Святую Землю, которые, конечно же, поступали в казну ордена францисканцев.
На стороне Валерги в этом конфликте стояла Франция. Орден францисканцев пользовался поддержкой Австрийской империи. Дело в том, что в первой половине 19-ого века, после победы над Наполеоном и до поражения в битве при Садовой, Австрия была одной из ведущих европейских держав, лидером Германского союза (объединенной Германии тогда еще не существовало). И за право покровительствовать католикам на Святой Земле она соперничала с Францией. Именно поэтому Максимилиан, который будучи на Святой Земле находился под влиянием представителей францисканского ордена, так нелестно отзывался о Валерге.
Для того, чтобы не быть одному в оппозиции к Кустодии, Валерга приглашает на Святую Землю представителей других католических орденов, в основном женских орденов.
Это все предисловие, а теперь поговорим подробнее о личности первого Патриарха Иерусалимского.
Будущий патриарх родился в небольшом городке Лаона, расположенном на севере Италии в административной области Лигурия. Город находится практически у подножья Альп.
В этом небольшом городке расположенно огромное количество монастырей принадлежащих самым разным орденам: кармелитам, капуцинам, августинцам.
Иосиф Валерга родился 9 апреля 1813 г. Он был седьмым ребенком у своих родителей. Вообще же в этой семье появилось на свет 18 детей. Примерно половина из них скончалась в первые месяцы после рождения. Отец Иосифа Валерги, которого тоже звали Иосиф, зарабатывал на жизнь тем, что выполнял строительные работы а так-же сам проектировал небольшие постройки. И несмотря на то,что его услуги пользовались спросом, денег, чтобы прокормить семью не хватало. Поэтому мать Валерги открыла небольшую лавку в которой вела торговлю.
Обучение он начал в школе принадлежавшей братьям Финальборго. Поскольку средств на оплату учебы в семье было не достаточно, одна религиозная женщина взяла его постояльцем к себе домой, чтобы он мог посещать школу хотя бы в рамках экстерната. Учился он очень хорошо, лучше чем его школьные товарищи. Всегда получал хорошие оценки,а в конце года привозил домой грамоты.
Будучи на каникулах дома у родителей он часто прокрадывался в капеллу и молился там в одиночестве. Близость моря способствовала тому, что юноша мечтал о дальних странах и приключениях.
Незадолго до окончания школы Валерга решил стать священником. Он поступил в семинарию в Албенге. Там обучалось два типа студентов. Состоятельные, те кто могли заплатить за хорошие жилищные условия и питание. И те, чьи финансовые возможности были скромнее и они довольствовались самым простым жильем и пищей. Валерга решил стать общественным представителем второй группы. За его бурную деятельность он был отстранен на год от занятий. Потом ему разрешили вернуться к учебе. В течении этого года он он терял времени даром и продолжал заниматься самостоятельно.
После окончания семинарии он решил продолжить свое образование в Риме в университете Ла Сапиенца, где он проходит обучение по специальностям теология и философия, а свой докторат пишет по теологии и каноническому праву. Помимо университетской программы он посвящает свободное время изучению восточных языков. Таких как иврит, арабский и сирийский. Юноша мечтает о дальних странах и миссионерской работе.
В 1836 г. он был рукоположен в священнический сан, после чего он вступил в Конгрегацию пропаганды веры, которая занималась миссионерской работой в землях Востока и Нового света. До отъезда на Ближний Восток он вел переговоры от имени организации с представителями восточных церквей.
В 1841 г. конгрегация направила его в Ливан, где он занял пост секретаря апостольского посланника монсеньора Виларделла. Который вскоре назначил его генеральным викарием в Аллепо, а через несколько месяцев его послали с особой миссией в Орфу (Эдессу).
По своей миссионерской работе ему приходилось добираться аж до Мосула, расположенного на территории нынешнего Ирака. Бедственное положение в котором находились восточные церкви настолько взволновало его, что он просил разрешения в Риме направить его в эти края простым миссионером, для того, чтобы оказывать помощь как обычным прихожанам, так и священникам.
Апостольский посланник в Месопотамии и Персии монсеньор Триохе назначил этого одаренного миссионера своим генеральным викарием. На этой должности он выполнил ряд деликатных поручений. Ему неоднократно приходилось объезжать как саму Месопотамию, так и граничащие с ней области Курдистана и Азербайджана. При его содействии были отстроены или отреставрированы многие церкви и школы. Он способствовал открытию семинарии в Сельмасе (город на территории Ирана), а так-же строительству региональной семинарии в Мосуле. Он издал арабо-сирийский катахезис и словарь диалектов азербайджанского языка (или персидского).
В 1844 г. в Мосуле вспыхнули беспорядки направленные против христианского населения города. В ходе этих волнений Валерга был ранен кинжалом. Рана находилась в области между шеей и плечом и была настолько серьезной, что Валерга потерял сознание и его приняли за мертвого. Когда беспорядки утихли к нему приблизился мусульманин. Он увидел, что Валерга еще дышит. По просьбе раненного сердобольный мусульманин отнес его в Французское консульство, где ему была оказана помощь. После выздоровления Валерга продолжил свою миссионерскую деятельность.
В июне 1847 г. он поехал в Рим, для того, чтобы отчитаться о проделанной работе. В Риме он с удивлением для себя обнаружил, что Папа римский назначил его патриархом Иерусалимским. Одновременно с этим решением папа издал буллу о возвращении Иерусалимского латинского патриархата на Святую Землю.
В январе 1848 г. патриарх отбыл на Святую Землю. Он высадился в Яффском порту, переночевал в Рамле, а затем направился в Эйн Карем. 17 января состоялся торжественный въезд патриарха в Иерусалим. Процессия прошла по улицам города и направилась в резиденцию францисканцев монастырь Сан Сальвадор. У францисканцев Валерга прожил первое время пока ему не было предоставлено собственное жилье.
Епархия Иерусалимского патриарха была довольно обширной. В его ведении находились христианские общины Палестины, Заиордании и Кипра. При этом количество прихожан было очень небольшим. Оно не превышало 4141 человек. До появления Валерги на Святой Земле за духовное окормление этой паствы был ответственен исключительно орден францисканцев. Исключение представляла Хайфа, где располагался монастырь кармелитов, а так-же Ларнака, где с 1844 г. находилась небольшая группа Сестер святого Иосифа. В подчинении у Валерги было лишь два священника: дон Абдалла Командари из Вифлеема и дон Бронони, чья резиденция находилась на Кипре.
Новый патриарх хотел увеличить количество клириков выходцев из местного населения. Для этой цели он послал 10 юношей со Святой Земли в семинарию открытую иезуитами в городе Газир в Ливане. В 1848-1850 гг. он предпринимает поездку в Европу с целью привлечь европейских миссионеров на Святую Землю.
После драматической борьбы, которая едва не стоила Валерге жизни, в 1853 г. ему удалось основать новый католический приход в Бейт Джале. За ним последовало появление приходов в Джифне, Рамалле, Лоде,Бирзете, Бейт Сахуре, Тайбе, Шхеме, Яффо, Назарете и на территории Заиордании в городе Ас-Сальт. Каждое такое начинание сопровождалось конфликтами, которые чем-то напоминали события в Мосуле.
Особенно большое внимание он уделял школьному образованию, попечению больных и заботе о детях сиротах. Для того, чтобы кто-то занялся работой в этом направлении, он пригласил на Святую Землю различные женские ордена и конгрегации. Такие как: орден святого Иосифа, сестры св.Семейства из Назарета. При помощи Альфонса Мари Ратисбона ему так-же удается открыть на Святой Земле несколько монастырей Сестер Сиона. Для Валерги была очень важна забота о неимущих. В 1862 г. он опубликовал катехизис на арабском языке, предназначенный как для приходов в Палестине, так и для апостольского викариата в Алеппо. Вдвоем он и его викарий Винченцо Бракко издали собрание правил, которым должны следовать клирики в повседневной жизни. Это издание было одобрено Ватиканом и рекомендовано так же и для других епархий находящихся на Востоке.
Валерга унаследовал талант архитектора от своего отца. Между 1860-1872 гг. под его руководством были отстроены нынешнее здание Католической патриархии и находящийся при ней кафедральный собор.
Он поощрял паломничество европейцев на Святую Землю, реорганизовал Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского, члены которого вложили немалые деньги в строительство школ и церквей в Палестине.
Отдавая должное его кругозору, энергии и огромному вкладу в укрепление позиций католической церкви на Святой Земле, Папа римский назначил его так-же апостольским посланником в Сирии. Таким образом он стал официальным представителем Ватикана в Сирии и Ливане перед католиками восточного обряда.
Валерга так-же принял участие в подготовке Первого Ватиканского собора, где поддержал принятие догмата о Непогрешимости Папы римского в вопросах веры.
В конце своей жизни он предпринял довольно таки утомительную поездку. Сначала он посетил католическую общину Сидона. Затем отбыл в Дамаск, где находился в течении двух недель. После чего он и еще один греко-католический священник объехали Хоран, Южную Сирию и пустынные области Сирии, граничащие с Трансиорданией. Последний пункт, в котором они побывали, был город Ас-Сальт, который должен был стать отправной точкой для многих миссионерских поездок.
15 ноября по дороге в Иерусалим Валерга попал под проливной дождь. Сразу же после прибытия, невзирая на плохое самочувствие, он принялся за дела, которые накопились у него в городе.
27 ноября он слег в постель с высокой температурой и больше уже не вставал. Скончался Валерга 2 декабря 1872 г. в возрасте 59 лет.