Всю (почти что) жизнь я привык с крайним преклонением относиться к этому человеку, полноценную биографию которого пока не успели написать. Впрочем, этим я ничего нового не скажу: к нему так относились очень многие. А вот канонические его портреты никуда не годны: канонизировала их российская интеллигенция, но под ее мерку внутренне этот человек не
(
Read more... )
В каком смысле поделиться с нами ?
Фет-Шеншин отлично-благородно служил и выслужился, очень толково хозяйствовал, поднимая имения, в то время как вокруг помещики разорялись;писал интересные, сказал бы,дельные, рассказы-воспоминания, крайне далёкие от его поэтического дара.
Тютчев ?!
"Большинство людей знают и ценят Тютчева главным образом или даже исключительно как поэта. Но достаточно более пристально вглядеться в его полувековую деятельность, и становится ясно, что поэтическое творчество занимало в ней не столь уж существенное место. Многозначителен и тот факт, что Тютчев не стремился обнародовать свои творения: почти все их публикации в журналах, альманахах и газетах, а также два изданных при жизни поэта поэтических сборника (первый из них вышел, когда ему уже шел шестой десяток!) появились только благодаря усилиям его почитателей или родственников.
Исключение составляли чисто «политические» стихи, которые Тютчев называл «рифмованными лозунгами» или «статьями» и сам отправлял их в печать, но лишь ради воздействия на политику, а не как собственно поэтические творения.
Характерно, что в книгах и статьях о Тютчеве нередко содержатся «упреки»: зачем, мол, он отдавал свои основные силы не поэзии, а познанию истории и различного рода «акциям», призванным воздействовать на ее дальнейший ход? Но есть достаточные основания утверждать, что роль Тютчева и в осмыслении истории, и в прямом воздействии на нее (главным образом на историю российской внешней политики) была по‑своему не менее значительной, чем его роль в русской поэзии, хотя и сегодня об этом знают немногие люди.
Правда, в последнее время более или менее утвердилось представление о Тютчеве как об одном из наиболее проникновенных творцов русской философии истории , или, иначе, историософии , что выразилось, например, в издании в 1999 году собрания его соответствующих сочинений в стихах и прозе: Ф. И. Тютчев. Россия и Запад: книга пророчеств. Но дело не только в глубине и всеобъемлимости тютчевского мышления об истории, но и в его реальном воздействии на ее ход - особенно в последний период его жизни (1857-1873), когда он был главным советником министра иностранных дел князя А. М. Горчакова.
Все вышеизложенное дает основания для нижеследующего сочинения, в котором я стремлюсь увидеть нашу историю XIX века (да и не только XIX) как бы глазами Тютчева . Речь идет, понятно, не просто об его видении истории, но о воплотившихся в этом видении духовной высоте, проникновенном разуме и политической воле.
...глубокий исторический смысл присутствует не только в тех или иных высказываниях Тютчева, но во всей полноте его жизни и деятельности..Тютчев в прямом смысле слова жил историей - от отроческих лет, пришедшихся на Отечественную войну, до почти семидесятилетнего возраста, когда он убедился на процессе нечаевцев в неизбежности близящейся российской революции…"(Кожинов)
Это если не учитыать и его исключительный дар салонной беседы.
"Отбери талант художника у Толстого - стоящее останется, только отрицательная цена будет у этого стоящего"
Константин Левин, да ещё послуживший в армии, воевавший-отрицательное значение имеет ?
Reply
Я имел в виду непосредственное наследие, которое мы в них можем почерпнуть. Именно непосредственное, а не опосредованное. Скажем, Толстой воевал в Крымскую войну, и воевал явно хорошо - это вклад, совершенно не зависящий от его сочинений. Но и непосредственно мы с этим вкладом работать не можем (разве что как с примером достойной службы могли бы, но именно в этом качестве служба Толстого ничем особенно не выделяется). То, что мы можем в человеке прошлого получить непосредственно - это деяние, сохраняющее актуальность и ценность по сей день (в частности, особо замечательный текст, который читают и по сей день, или особо замечательный пример и урок, который и сегодня - из ряда вон выходящий пример и урок). Отними Фета писательский дар - такого за ним не останется. Трудно себе представить, чтобы кто-то вдохновлялся биографией или взглядами Фета самими по себе даже независимо от оценки этих взглядов - просто не тот масштаб. За такими вещами люди не тянутся через двести лет в прошлое.
Reply
Вообще-то есть чем.У подростка почти всё выбили из-под ног, хорошо, образование дали.
А он не сломался, упорно стал подниматься наверх, и не обходной дорожкой.И восстановил всё, включая фамилию.Иллюстрация к киплинговскому "Если".
Сравните с Полежаевым,"залетевшим" по собственной вине* уже в годах посолидней,после университета , которого царь поцеловал на прощание и обещал помогать, если что.
*Это я не к тому, что за матерную поэму правильно сдавать в солдаты, но его разгул так и должен был кончиться-или бы спился совсем скоро.
P.S.----
Сомерсет Моэм (Перевод Бориса ШТЕРНА). Второе июля четвертого года
Reply
Leave a comment