Re: И всё чаще бывает, что страшно помыслить, хотя и возмwiradheAugust 19 2008, 21:23:43 UTC
"Т.е. к примеру, в десятом классе, мои представления о непротиворечивости отличались от сегодняшних. Так же и в математике - отвергнуть "Tertium non datur" или пятый постулат Евклида для математиков 17 века было сродни крамоле, а сейчас - это общее место".
Так я с Вами совершенно согласен. Непротиворечивость-в-помышлении - это самоочевидный догмат для греческих философов, и то не всех. Нормальный же здравый смысл подсказывает, что ничего страшного в неких конечных противоречиях нет. Поскольку ощущение "противоречия" определяется свойствами нашего сознания, а они адекватны только соизмеримой с нами части реальности. Поэтому нет ничего странного, если при обращении к бесконечностям или ко множествам, задаваемым только негативной характеристикой, как ни верти, а получается противоречие. Греки в сво время сообразили, что наше мышление есть прибор, точно так же, как приборы - глаза, руки и амперметры. Но они с ходу решили, что этот прибор не может иметь тех не _обязательных_ сбоев, какие имеют все прочие приборы. поэтому если глазом, как ни верти, чего-то не увидишь, их в отчаяние это не повергало и не вело к заключению, что этого "чего-то" не существует. А вот если какой-то вопрос, как ни верти, не может получать ответа, ощущаемого как непротиворечивый (иначе как за счет волюнтарных постановлений типа: "Да, сумма бесконечного количества нулевых площадей может быть и 5 кв. м, и 2 кв. м, и вообще какая хошь, и не трудись себе представлять, как это, а просто запомни, что это так)", - то греческие ученые страшно беспокоились и считали, что что-то тут не так, и докопаться до непротиворечивого ответа на самом деле обязательно можно и нужно. Современная же физика логике отводит подобающее место, но аксиомы генерирует, отталкиваясь от опыта - как бы ни оказывалось, если подумать, непомышляемым, что на белом свете так-таки есть конечные множественные объекты.
"Не интуитивные" запреты одного рода, призваны на самом деле оградить нас от других, еще более безумных парадоксов.
Re: И всё чаще бывает, что страшно помыслить, хотя и возмkray_zemliJuly 25 2013, 16:17:21 UTC
Где то начиная от квантовой механики в одну сторону и от физики вселенной в другую у физики тоже начинаются проблемы с постулатами и опытом. Не фатальные, но постоянно колющие задницу.
Так я с Вами совершенно согласен. Непротиворечивость-в-помышлении - это самоочевидный догмат для греческих философов, и то не всех. Нормальный же здравый смысл подсказывает, что ничего страшного в неких конечных противоречиях нет. Поскольку ощущение "противоречия" определяется свойствами нашего сознания, а они адекватны только соизмеримой с нами части реальности. Поэтому нет ничего странного, если при обращении к бесконечностям или ко множествам, задаваемым только негативной характеристикой, как ни верти, а получается противоречие. Греки в сво время сообразили, что наше мышление есть прибор, точно так же, как приборы - глаза, руки и амперметры. Но они с ходу решили, что этот прибор не может иметь тех не _обязательных_ сбоев, какие имеют все прочие приборы. поэтому если глазом, как ни верти, чего-то не увидишь, их в отчаяние это не повергало и не вело к заключению, что этого "чего-то" не существует. А вот если какой-то вопрос, как ни верти, не может получать ответа, ощущаемого как непротиворечивый (иначе как за счет волюнтарных постановлений типа: "Да, сумма бесконечного количества нулевых площадей может быть и 5 кв. м, и 2 кв. м, и вообще какая хошь, и не трудись себе представлять, как это, а просто запомни, что это так)", - то греческие ученые страшно беспокоились и считали, что что-то тут не так, и докопаться до непротиворечивого ответа на самом деле обязательно можно и нужно. Современная же физика логике отводит подобающее место, но аксиомы генерирует, отталкиваясь от опыта - как бы ни оказывалось, если подумать, непомышляемым, что на белом свете так-таки есть конечные множественные объекты.
"Не интуитивные" запреты одного рода, призваны на самом деле оградить нас от других, еще более безумных парадоксов.
Совершенно верно.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment