учененных Государю Императору Александру I верноподданным его Михайлой Ларионовичем Кутузовым
1) Случай, приключившийся в губернаторствование Кутузова в Петербурге (1801-1802).
"Однажды петербургский генерал-губернатор <...>* Голенищев-Кутузов вышел из кабинета царя [Александра I] в приемную, утирая слезы. Ожидавшие приема бросились к нему с
(
Read more... )
*Ср. аналогичный метод в истории со шпагой, подаренной царем. Кутузов ходил и приговаривпл, что каменьев на ней маловато. И опять - не то понимай так, что Кутузов настолько убог, что в этой шпаге ценит не честь, а только количество драгоценностей, - не то, что это издевательство. Этот "юродский" метод издевательства, когда говорящий номинально выставляет в нелепом свете себя (я так низко-льстив, что договорился до того, что Государь и Отвечество для меня разные вещи, и на фоне первого последнеее меня вовсе не интересует [напомню, что именно как пример низкого царедворчества воспринималась аналогичная фраза Аракчеева]; я так жаден, что в почетном оружии ценю только золото и драгоценности), чтобы на самом деле выставить в нелепом свете адресата высказывания (Государь, не пускай пыль в глаза - в этом деле только твои личные амбиции замешаны, а не отечество; плевать я хотел на твои дары, в дареной тобой наградной шпаге могут быть дороги только каменья и золото, потому что никакой чести в самом факте награды от такой твари, как ты, нет) - вполне обычен в русской традиции, как и применение в этом юродстве гиперболизирования до абсурда (присутствующего в обоих указанных случаях - гиперболизирует ли Кутузов свою номинальную льстивость или свою номинальную жадность).
Reply
поэтому заявляющий
"Не знаю, что там Отечество ! Потщусь исполнить предначертания Вашего Величества !"
заявляет тем себя ограниченным(поскольку не осознаёт высокой истины о неразрывности персоны монарха и Отечества), но верным служакой, кое в чём даже превосходящим служащих Отечеству, поскольку те могут увлечься и отклониться от прямых требований присяги.
Сами по себе заявления и Кутузов, и Аракчеева поэтому легитимны-другое дело, что о Кутузове понятно было, что он говорит неправду-но "к делу не подошьёшь"
С камушками на шпаге тоже не полностью однозначно-это ведь не личная государева шпага( или там трубка), снятая с пояса, которая вообще может быть крайне проста и цениться именно как царём данная на память и в похвалу.
Это именно царский, читай дорогой , подарок-и камушки должны соответствовать.
Так, насколько помню(сейчас под рукой нет) Шаляпин получил в награду перстень и потребовал -с успехом-подарок дороже, возмутившись дешевизной.
(М.б.не очень кстати-Потёмкин раз получил от Еватерины знаки ордена-а камушки оказались поддельными, о чём сообщил Не знаю, как расследовалось и чьё было мошенничество)
Reply
Но именно поэтому как раз в рамках соотв. идеологии нельзя вообще _разводить_ и противопоставлять волю монарха и Отечество. Представьте, что на лозунг: "воля партии - счастье народа" кто-то ответит "мне бы воля партии была выполнена, что мне до счастья народа!" - это было бы надругательство над идеологией.
Тот, кто говорит: "Я служу Отечеству, а не монарху" - тот тоже резко посягает на соотв. идеологию и по той же причине: он тоже разводит монарха и Отечество. Конечно, монарху из двух этих нарушителей идеологии может быть милей тот, кто, разводя Отечество и волю монарха, выбирает именно волю монарха, - поэтому Вы правы в том, что "заявляющий
"Не знаю, что там Отечество ! Потщусь исполнить предначертания Вашего Величества!" получается по отношению к принципу слкжения отечеству через служение монарху все-таки лучшим, чем тот, кто собирается служить Отечеству напрямую, как он понимает нужды Отечества, независимо от мнения монарха на этот счет. Но резко поперек идеологии идут они оба, поскольку даже не просто "не понимают высокой истины единства монарха и Отечества", а прямо отрицают эту истину - один в пользу отечества и прямо, а другой - с номинальной наивностью провозглашая, что воля Государя ему дороже интересов Отечества и тем самым прямо постулируя тот факт, что они могут быть (и в данном случае есть) противоположны - сама постановка вопроса о выборе между ними и противопоставление их по различной приоритетности это прямо подразумевает. Заявления и Кутузова, и Аракчеева по своей номинальной сервильности разрывают идеологическую фикцию единства интересрв монарха и интересов отечества, что идеологически как раз нелегитимно (что ярко видно из реакции Комаровского на слова Аракчеева. Комаровский - примерный монархист, он отнюдь не сторонник принципа служения Отечеству помимо монарха, он как раз стронник нормально-лояльного служения Отечеству через служение монарху, - но фраза Аракчеева вызывает у него негодование именно потому, что она идет против идеологии "воля монарха = воля / интерес отечества", отрывая одно от другого [и выбирая после этого разделения первое] ).
Если бы Кутузов хотел просто пафосно выразить верноподданичество, то легче легкого было бы выразить ту же мысль так: "Вы пишете мне об Отечестве; но Ваша воля, государь, и есть для меня глас Отечества / исполнение Вашей воли, государь, и есть для меня благо Отечества" - и идеология (единство Государя и отечества) была бы соблюдена, и градус верноподданичества был бы высок. Но Кутузов избрал преувеличенно-сервильное (номинально) _противопоставление_ Государя и Отечества (где Ваша воля, там НЕ НАДОБНО мне гласа Отечества) - и смысл тут мог быть только в самом этом противопоставлении, протащенном под прикрытием этого наивного сервилизма. Еще раз, представьте себе, как с идеологической точки зрения звучало бы, если бы на лозунг: "планы партии - планы народа" кто-то ответил: "а мне бы выполнить планы партии, пофиг мне планы народа!"
Аракчеев, кстати, был мастер по части нелегитимных фраз, по его мнению, передававших грубую правду жизни и взрывавших идеологию, ей, по его мнению, не отвечающую. В частности, кому-то он сказал нечто в стиде (помню не дословно, но смысл точный): "Я тебе тут царь! Я тебя упрячу в крепость, если захочу, а царь и не узнает, а узнает, так не разберет, а разберет, так до той поры ты в крепости сгниешь!"
Reply
Это именно царский, читай дорогой , подарок-и камушки должны соответствовать".
Но она и была золотая, и каменьями усыпана, стоила 20 тысяч.
"Так, насколько помню(сейчас под рукой нет) Шаляпин получил в награду перстень и потребовал -с успехом-подарок дороже, возмутившись дешевизной".
ИМХО, это принципиально иной случай. Царь не сам отбирал этот подарок - это делал чиновник (не самому же царю Шаляпин сказал, что мало, мол, дарит!). И Шаляпин как бы выступил в защиту чести царя против компрометирующего ее и не понимающего царского величия чинуши-бюрократа, который приказ царя сдщелать Шаляпину подарок реализует так убого, как не соответствует царскому величию.
Но шпагу Кутузову вручал сам царь.
Далее, качать права по поводу того, "по-царски" ли давать такой дар, вообще говоря, равносильно попытке дискредитировать царя во всех случаях, кроме двух. Эти два случая таковы: либо дар отбирает не сам царь, а псарь (как, надо полагать, в случае Шаляпина) , либо если говорят это царю, но наедине. Тогда получается тоже большое нарушение этикета по отношению к царю, но личное, без издевательства. Но с Кутузовым было не так и не эхтак: Кутузов же самому царю ничего не сказал, он прилюдно, при стечении народа, прохаживался насчет этой шпаги перед гостями. Учитывая, опять же, что шпагу смотрел и дарил лично государь, это иначе как издевательством над царским даром и самим царем назвать нельзя.
Reply
Reply
Это ещё не очень большое качание прав, учитывая ранг Кутузова--вспомните, что себе позволяли недовольные екатерининские орлы.
В ответ на возведение Суворова в фельдмаршалы несколько начальников подало в отставку, каковая от некоторых была с удовольствием принята.
По некоторым сведениям, Алехан на просьбу Екатерины помириться с Потёмкиным ответствовал, что считает его для государства вредным, и ни за что не помирится-а вот если царица захочет его устранить, то хоть сейчас.
За что некоторое время Алехановы мелкие просьбы не исполнялись и оказывалась холодность.
"Кутузов избрал преувеличенно-сервильное (номинально) _противопоставление_ Государя и Отечества (где Ваша воля, там НЕ НАДОБНО мне гласа Отечества) - и смысл тут мог быть только в самом этом противопоставлении, протащенном под прикрытием этого наивного сервилизма. Еще раз, представьте себе, как с идеологической точки зрения звучало бы, если бы на лозунг: "планы партии - планы народа" кто-то ответил: "а мне бы выполнить планы партии, пофиг мне планы народа!"
"Я тебе тут царь!"
Ключевой момент в том, что
фельдфебель, орущий перед строем "Я вам царь и бог!"
при абсолютной преступности этого возгласа в буквальном смысле никакого наказания не несёт-поскольку практически это гиперболизированный приказ беспрекословно повиноваться любой воле начальства.И Аракчеев дудел в ту же дуду.
А вот заявляющий, что честь или служение Отечеству выше присяги, потенциально опасен.
Кутузов, разумеется, подпускал шпильку-но те же самые слова в устах какого-нибудь берга или шварца имели бы 100% лояльный смысл.
"дар отбирает не сам царь, а псарь (как, надо полагать, в случае Шаляпина)"
Именно так, будет книжка на руках, посмотрю подробности.
Reply
Leave a comment