(no subject)

Dec 07, 2006 13:50

Интервью Тусумова газете «Московский комсомолец Казахстан»

Иск алматинского водителя праворульного авто Сергея Уткина против председателя Комитета дорожной полиции МВД Омурзака Тусумова обречен на проигрыш. Такое заявление в интервью «МК» сделал сам главный гаишник страны. Напомним, С.Уткин, в частнгсти, попросил суд признать действия главы дорожной полиции «незаконными» по причине «отсутствия конкретной статистики о числе ДТП по вине праворульного авто». Суд к рассмотрению иск принял.

По просьбе "МК" О. Тусумов не только привел все статданные, запрошенные Уткиным, но и сказал все, что думает. И про обвинения, выдвинутые против него праворульными протестантами. И про шумиху, которая набирает обороты после па¬мятного решения главы государства на Совбезе о запрете на ввоз, а за¬тем и эксплуатацию праворулек.

По ходу интервью г-н Тусумов искрил, вскипал, а порой просто взрывался. И, наверное, в следующий раз без бронежилета к главе дорожной по¬зиции подойти я не рискну.

- Омурзак Тулеович, с праворульным скандалом вас.
- Его раздувает "желтая" пресса, с подачи тех, кто из-за решения Совбеза теряет свой бизнес. А вообще, на Совбезе обсуждались более глобальные вопросы. Почему вы о них не пишете?
- Об этом мы непременно поговорим. Но давайте сначала теме №1, о том, что запрет ущемляет законные права водителей праворулек.
- Ввозом праворулек ущемлены права законопослушных владельцев почти двух миллионов машин. Но об этом СМИ тоже не говорят.
-Докажите, пожалуйста.
- Праворульные авто создают угрозу здоровью других водителей.
- По Астане я бы этого не сказала. Лично я за рулем полтора года. И мое субъективное мнение: на ПДД в столице плюют одинаково. И "левые", и "правые".
- Не согласен. Проблема с праворульными авто в РК действи¬тельно обострилась.
- А вот юрист Сергей Уткин, подавший иск против вас, обратного мнения.
Ничего он не выиграет. И без комментариев.
- Тем не менее, истец назвал запрет голым. Нет статистики о ДТП, совершенных по вине «правых» водителей.
- Такая статистика есть, пожалуйста:
■ В 2004 году по вине праворульных машин совершено 111 ДТП по стране, 17 человек погибло, 136 были ранены.
■ В 2005 году уже 318 ДТП, 100 человек погибло, 489 ранено.
■ За 10 месяцев нынешнего года - 613 ДТП, 200 человек погибло, 801 ранен.
■ За два года 10 месяцев число ДТП по вине водителей праворульных машин выросло в 5 раз! Как и число погибших и раненых.
В 2002 - 2004 годах по всем ДТП было 22 погибших на 100 пострадавших.
■ По праворулькам показатели были намного меньше, чем сейчас: 15 погибших на 100 пострадавших.
В 2005 году по всем ДТП - 25 на 100, по праворулькам - уже 31 на 100.
■ В этом году по всем ДТП - 28 на 100, по праворулькам - 33 на 100 погибших.
Есть еще такое понятие - "коли¬чество погибших на 100 пострадавших". Что получается у нас? Каждое третье ДТП приводит к смерти именно по вине водителей праворульных авто. И хотя общая аварий¬ность в РК тоже растет, но не такими темпами, как по вине водителей праворулек.
- Сколько всего в РК праворульных авто?
- 117 тысяч.
- Каждый из этих водителей уверен: запрет лоббирует чьи-то интересы. Например, поставщиков леворульных авто, которым их конкуренты сродни кости в горле. Еще версия: запреты выгодны владельцам СТО, где очередь на переустановку руля расписана чуть ли не на пятилетку вперед..
- -Если честно сказать, это лоббирование здоровья и жизни наших законопослушных граждан.
- За счет владельцев праворулек, которые могут разориться. Отдав ее или за бесценок, или покорившись и без того кусающимся прайсам на СТО.
- О возможном запрете в правительстве начали говорить три года назад.
- Споры спорами, но никто из чиновников не говорил и не предупреждал о полном запрете. По данным "МК", перемодификации подлежит только 50% всех праворулек. Вы в курсе этого?
-Да.
- И что теперь делать? Везти машины обратно в Японию?
- А почему водители не думали над этим, когда ввозили транспорт? Почему они не брали в расчет, что у нас правостороннее, а не левостороннее движение, что руль должен быть только слева? Для примера, в Молдавии, в Украине ввели запрет, и никто не воспротивился. Хотя в Украине есть своя автомобильная промышленность.
- Встречный вопрос: куда тогда смотрела дорожная полиция, когда регистрировала праворульки?
- У нас нет документов, разрешающих ввоз праворулек. Мы приводим ситуацию в соответствие с нашими законами. Так, в статье 3 закона "О безопасности движения сказано, что одним из основ¬ных приоритетов обеспечения бе¬зопасности дорожного движения является приоритет жизни и здо¬ровья граждан, участвующих в до¬рожном движении, над экономиче¬скими показателями.
- Почему об этой норме МВД вспомнило только сейчас, да еще таким радикальным способом?

Ничего подобного! Эта проблема ставится с 1993 года, когда в стране не было даже тысячи праворульных машин. И с их участием совершалось всего пять - шесть аварий в год. В правительстве тогда сказали, что вопрос неактуален. И поэтому до 2004 года мы никакой статистики не вели. В 2004 году бывший аким Алматы Виктор Храпунов поднял проблему, выразив обеспокоенность ростом ДТП по вине праворулек. Из 117 тысяч 63 тысячи авто передвигаются по Алматы. Это почти 60% праворулек страны. И с 2004 го¬да мы ежегодно вносили в прави¬тельство предложение ограничить ввоз праворульных авто. Подчеркну: возражающих против запрета нет. Все согласны. Более того, водители заваливают нас письмами и заявле¬ниями. Вопрос у них один: почему так мало пунктов по переустановке руля? К примеру, в Алматы только один. Мы написали письма всем акимам с просьбой оказать содейст¬вие в открытии дополнительных тех¬центров. Что до нас, то на этой неде¬ле мы выдали два свидетельства, дающих право открыть такие пункты. Со временем их прибавится. Так что пусть водители продают свои авто или переставляют руль, как сказал президент. Или - на свалку.
- Тем самым выкинув на ветер десятки тысяч долларов?!
- Реальная цена праворулек намного меньше. В Японии их продают по 500, максимум по одной тысяче долларов. Почему никто не покупает в Японии леворульные авто?
- Потому что карманы увсех разные. Как и вкусы.
- Президент правильно сказал: страну превратили в свалку иностранных машин.
- Получается, не без помощи территориальных РЭО, где знали, что праворульки "неправильные" авто, но все равно регистрировали.
- Если таможня растаможивает, Госстандарт дает сертификат соответствия, то куда мы должны деваться? Почему их не обвиняете, почему нас обвиняете?
- Ветер перемен от МВД же подул.
- Я не вводил запрет и не предлагал его! Я доложил на Совбезе обстановку, глава государства принял решение.
- Хотя бы сейчас таможне и Госстандарту правительство выписало тормоза?
- Соответствующее постановление вот-вот будет принято. Повторюсь: всякие сплетни, заказные статьи - это с подачи тех, кто теряет бизнес. Летом нас тоже бомбили в прессе, когда мы отменили обязательные диагностирование и техосмотр авто. Тогда почти 400 организаций потеряли бизнес на ровном месте. Ничего не делая, они получали доход. Так же теряют бизнес и поставщики праворулек.
- Сколько у нас праворульных поставщиков?
- Не в курсе. На днях прочитал, что кто-то из бизнесменов закупил тысячу праворулек в Японии. Что за миллиардер такой, который тысячу машин оплатил? Вот этих бизнесменов и надо проверять на реальность ввозной статистики. Я запросил через МИД, Мининдустрию и таможню сведения о количестве иномарок, которые наши бизнесмены закупили за границей.Просто хочу опровергнуть заявления некоторых бизнесменов, которые утверждают, что закупить разом 1000 иномарок и которые должны прийти аж в 2007 году, это возможно. За 10 месяцев нынешнего года в РК завезли где-то 40 тысяч иномарок. По праворулькам было совершено 96 тысяч сделок купли-продажи. Иными словами, машины перепродавались дважды-трижды. То есть человек не для себя привозит. А для перепродажи.
- Праворульные войны гремят и в соседней России. Там даже предложили перевести Сибирь и Дальний Восток, кишащие праворульками, на левостороннее движение. У нас подобное не предлагается в том же Алматы?
- Ни в одном государстве этого не было и не будет. Никто не даст нам это осуществить. В России все равно будут вводить запрет, как бы народ там ни бастовал. Все говорят: Япония, Япония. Нет там правостороннего движения, ясно вам?
- Зато в Лондоне автодемократия.
- Да, левостороннее движение в Лондоне разрешено. Но только иностранцам, которые работают по контракту. Они могут ездить до шести месяцев. Я специально изучал этот вопрос во время поездки в Скотленд Ярд.
- Вообще, дорожная полиция обложила водителей со всех сторон. Например, приказ министра разрешает изымать права при любых нарушениях...
- Считаю, приказ правильный. Мировая практика показывает: порядок и дисциплина без жестких мер невозможны. И это помогает предотвратить тяжкие последствия. Права не изымались с 2001 года. И к чему мы пришли? К резкому росту аварийности. Причем ежегодному.
- Но это же смешно, когда после дождя тебя тормозят на каждом углу, посреди неминуемых луж (из-за отсутствия в столице ливневки), грозя штрафом за грязную машину на грязной улице!
- У вас есть примеры, когда за грязную машину протокол составили? Дайте пример! По-хорошему, за чистотой ав¬то нужно следить. Человек же умывается каждое утро! А почему бы не быть чистоплотным и со своей машиной?

- Помыть машину в Астане - большая проблема. Полдня стоишь в очереди на дефицитных автомойках, еще полдня ждешь, пока помоют. Выезжаешь чистеньким, но до первой лужи.
- Ну, тогда не надо ездить, пусть машина стоит в гараже! Почему вы путаете одно с другим?
- В общем, плакал имидж дорожной полиции. Что-то вы увлеклись карательными мерами.
- А потому что люди другого не понимают! Сознание наших водителей не готово к гуманности! Работа у нас такая! Нас вообще никто не должен любить! Мы выполняем свои задачи. Глава государства на Совбезе сказал: инспекторы - это мужественные люди, которые сутками стоят в любую погоду и честно выполняютсвой долг.
- Как в МВД намерены решать другие, не менее насущные проблемы на дорогах? Например, защищать дисциплинированных водителей от их наглеющих коллег?
- В Астане на днях будет сдана автоматическая система управления дорожной полиции. Надеемся, это позволит увеличить пропускную способность на улицах столицы, уменьшить число пробок. Ужесточатся наказания. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии будет караться уже не штрафом, а лишением прав. На первый раз - на два года. На второй - на пять лет. В третий раз попался - все, прав лишим пожизненно.
- Когда ждать такой законопроект?
- Он уже внесен в парламент. Да, более суровые наказания ждут и лихачей. Для таковых штрафы с 1-2 МРП вырастут до 20-50 тысяч тенге. За выезд на встречную полосу мы предложили штраф в размере до 100 МРП. Почему одни терпеливо стоят на полосе, а другие позволяют подрезать, выезжая на встречную.

Вот и как власть портит человека... Наводит на какие-либо мысли??) дурак не поймет только)

Previous post Next post
Up