Захар Прилепин "Черная обезьяна"

May 04, 2015 19:33




К творчеству Прилепина я давно приглядываюсь. Во-первых, его называют одним из лучших современных российских писателей. Во-вторых, о нем очень хорошо отзывается Дмитрий Быков, и это несмотря на то, что у них радикально различаются политические и идеологические взгляды. Прилепин, кстати, тоже к Быкову хорошо относится, об этом он неоднократно говорил, но это уже отдельная тема для размышлений. Одним словом, Прилепин меня заинтересовал. Посмотрел аннотации к его романам, понял, что самый мне интересный, если по ним судить, это его последний, ставший уже знаменитым, "Обитель". Но решил начать все-таки не с него, посмотреть, что у него раньше было написано, так сказать войти в курс дела, в особенности его творчества. На 2-м месте, опять же, судя по аннотациям, стала "Черная обезьяна", решил с этой книги и начать.
Роман произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, должен отметить, что книга правда очень хорошо написана. В плане стиля. Очень хорошо, а местами просто отлично. Завязка сюжета мне показалась тоже очень интересной (не буду делать спойлеры, тем более, что в аннотации она в сущности более-менее пересказана). А вот дальше все не так однозначно, как виделось в начале. Исполнение задуманого стилистически было выдержано на высоком уровне, а вот в плане сюжетном, как мне показалось, это не получилось до конца. Иногда даже казалось, что читаю не целый роман, а в сокращении, настолько местами он получился клиповым. Я понимаю, что у современной молодежи пресловутое "клиповое сознание" (хотя и с этим можно поспорить, здесь не все так однозначно, молодежь вообще разная) и возможно она лучше понимает именно такой стиль изложения, но по мне так этого было излишне много. Далее, уж очень местами выглядело все "чернушно", что на контасте со стилем вызывало некоторый резонанс. Да и в стиле было заметно, что автор попытался соединить богатый русский язык с не менее богатым, но в данном случае вполне примитивным и  однообразным, русским матом, что тоже мне не могло понравиться. Я уже как-то писал в блоге, что наличие в текстах современной русской прозы мата меня печалит, этого и так в жизни хватает, чтобы еще в литературе с этим сталкиваться. Ну да ладно, не Прилепин один этим славится, у того же Евгения Гришковца или Алексея Иванова с этим тоже все не слава богу. С концовкой у Прилепина тоже все как-то неоднозначно оказалось, чем дальше, тем больше сюжет начал скатываться к сюру, да еще подаваемому в виде каких картинок, клипов. К сюру в литературе я тоже отношусь не самым лучшим образом, не мое это.
На мой взгляд, самой сильной частью книги стала ее середина, а самыми удачными линиями повествования не те, что были связаны напрямую с основным сюжетом, а экскурсы, ответвления от него (описания осады какого-то средневекового города, боевые действия в африканских джунглях в наши дни и т.п.), они получились наиболее яркими в романе. Жалко, что не весь роман вышел таким, особенно жаль, что развитие очень интересной завязки он подал именно так, а не иным образом, тут можно было бы придумать что-нибудь гораздо интереснее, возможности для этого были.
К Прилепину вернусь обязательно, но сомневаюсь, что это произойдет в ближайшее время...

современная литература, социальная фантастика, современная Россия, З. Прилепин

Previous post Next post
Up