Максим Кантор "Учебник рисования"

Oct 05, 2014 12:28




В середине "нулевых" годов, как я узнал, этот роман был одним из самых обсуждаемых среди российских интеллектуалов. Но в те годы мне было немного не до художественной литературы, пусть даже и концептуального характера, поэтому он прошел мимо меня. Пару лет назад я про него узнал из какого-то обсуждения в сети. И еще пару лет ушло на то, чтобы до него "добрались руки". И вот месяц чтения подошел к концу и можно сделать отзыв на это произведение, которое критики определяют как "роман идей".
Начну с того, что он действително большой, порядка полутора тысяч станиц печатного текста книжного формата. За это время я бы мог уже неоднократно написать на него какой-нибудь отзыв и каждый раз он был бы иным в плане основных мыслей, которыми я готов бы был поделиться с теми, кто будет читать мой текст. Но эти отзывы так и не были написаны, поэтому пусть будет финальный текст, каким он получается после окончания чтения всего романа.
Роман часто называют диагнозом российской истории последних 20-30 лет. Так ли это? Скорее да, чем нет. Если допустить, что диагноз может быть субъективным и допускает иные толкования "болезни". На мой взгляд, в этом плане роман излишне затянут. В нем есть определенное количество идей, озвученных М. Кантором, но вот на 1500 страниц их излишне мало, а те, что есть,  безусловно их не так уж и мало, можно было бы уложить и в меньший текст, страниц так на 500 меньше, причем без потери смысла и качества, а повторов бы было бы значительно меньше. Однако автор выбрал именно этот путь и имеет на него полное право. Вероятно он это делал сознательно из каких-то педагогических мотивов, закрепляя ту или иную мысль для читателя. Мне этого было не нужно, я основные мысли автора понял и запомнил гораздо раньше, чем закончилось повествование, но некоторым действительно нужно не по одоному разу повторить, это я как преподаватель могу утверждать. Не даром в названии романа фигурирует слово "учебник", оно здесь, похоже, более чем не случайно.
Итак, озвученных идей было достаточно много, далеко не все они бесспорны, видимо поэтому роман в свое время и вызвал такую бурную полемику. Однако сама попытка осмыслить, что с нами всеми произошло за последние десятилетия, безусловно очень важна и полезна для дальнейшей рефлексии по этому поводу.
Что касается литературной составляющей, то здесь можно отметить, что роман написан хорошо. Первые пару сотен страниц немного раздражал постоянный переход автора от сюжетных линий к социальной, культурной и политической публицистике, по сути приходилось читать 2 отдельных романа (даже 3, если учесть небольшие главки о самой живописи, ее теории и практике), но постепенно к этому привык и хороший слог писателя сыграл в этом далеко не последнюю роль. В одном месте, ближе к концу, Кантор пишет, что описал историю современной России через призму художественного искусства, при этом подчеркнул, что без потери смысла мог бы выбрать и другой пласт, к примеру, литературный, просто для него, известного художника, данный вариант был более близким. Мне бы, конечно, литературный ракурс был бы более интересен, про живопись я знаю значительно меньше, но в этом был тоже плюс для меня, плюс в узнавании нового, за что я автору благодарен.
Чтение "Учебника рисования" - это серьезный интеллектуальный труд, не нужно его читать в надежде развлечься, для этого есть иные авторы и произведения. Не хуже и не лучше они просто другие. Для всего должно быть свое время, для "Учебника рисования" тоже.

М. Кантор, современная литература, современная Россия, роман идей, современная история

Previous post Next post
Up