Татьяна Назаренко "Минос - царь Крита"

Feb 28, 2024 23:30




Около десяти лет назад в чьих-то рекомендациях, не помню уже, чьих, мне попалась эта книга, которая формально является самиздатом, но самиздатом, заслуживающим нормального печатного издания. Попалась и попалась, я даже скачал файл с романом, но он грозил потонуть среди сотен и тысяч произведений, которые я бы непрочь прочитать, но в какой-то смутно-отдаленной перспективе. Однако буквально недавно я осознал, что у нас "за спиной" был общий факультет и примерно одни те же преподаватели, включая замечательного и, к сожалению, ныне покойного, преподавателя по истории античности, Вадима Сергеевича Гурьева, только у меня это произошло примерно  лет на десять позже, чем у автора, а осознав, понял, что пора читать. Интересно же.
"Минос - царь Крита" - историческое, а если точнее, мифологическое фэнтези, в котором, на мой взгляд, удачно сочетаются мифологизм и рациональность. Да, речь о том самом Миносе, царе Крита, связанным с мифом о Минотавре, Тесее и Ариадне и прочая и прочая и прочая. В романе можно наблюдать переложение и осмысление всем известных мифов, подправленное какими-то вполне рациональными поступками, событиями и интерпретациями концептов древнегреческой мифологии. Например, та же Ариадна у Татьяны Назаренко тайком передает Тесею... нет, не клубок с нитками, а стилет, что гораздо более полезная вещь для сражения с Минотавром, согласитесь.
Мне роман понравился. Он написан хорошим языком, имеет интересную структуру, линейное повествование с многочисленными флэшбэками, хотя какое-то время мне казалось, что это не флэшбэки, а самое что ни на есть нелинейное повествование. А еще мы имеем дело с ненадежным рассказчиком в лице самого Миноса, чем при желании можно объяснить некоторые  отклонения от мифологического канона. Мол это Минос не совсем искренен перед нами, читателями, что в этом все дело. Сначала мне такой прием, повествование от первого лица, да еще самого царя Миноса, показался немного сомнительным, но потом я убедился в его оправданности, а уж финал тем более не оставил равнодушным в том числе и в этом плане тоже.
А еще в романе в меру сложный стиль, который требует определенной читательской работы, но работы в целом приятной, но при этом все без какого-то писательского снобизма, как порой бывает в якобы сложных произведениях, где принцип "посмотрите, как я могу" не всегда оправдан. Здесь - оправдан. В какой-то момент понимаешь, что в принципе книга распадается на ряд эпизодов в целостной по своей сути истории, но почти каждый из этих эпизодов написан так, что не оторваться, это тоже для меня стало безусловным достоинством книги.
Одним словом, не возьмусь утверждать, что роман прямо выдающийся, но он заметно превосходит не только многих собратьев по сетевой литературе, но и немалое количество книг, вполне себе изданных в больших официальных издательствах. Чтение романа может и развлечь и увлечь, но это будет не примитивное развлечение, чтобы просто "убить время",  а довольно-таки интеллектуальное. Не знаю, насколько он может показаться интересным тем, кто мало, или вообще не знаком с той частью древнегреческой мифологии, затронутой здесь, но я, в сущности целевая аудитория книги, пусть и с некоторой долей натяжки, свою порцию удовольствия от ее чтения получил.

флэшбэки, мифология, Т. Назаренко, сетевая литература, Древняя Греция, историческое фэнтези, миф, фэнтези

Previous post Next post
Up