С творчеством Василия Аксенова до этого я был знаком только по роману "Таинственная страсть", который прочитал после просмотра одноименного сериала. "Ожог", как выяснилось, вполне себе ей созвучен, как минимум тем, что во многом также является творчески переработанной и несложно зашифрованной автобиографией самого Аксенова и тем, что под названием "Вкус огня" он фигурирует в "Таинственной страсти", упоминается в ней. Поэтому, начав читать эту книгу, я не удержался и в очередной уже раз пересмотрел сериал, в результате получился такой стереоэффект с множеством разных параллелей и отсылок.
Формально "Ожог", если брать время и место создания произведения, можно отнести к советской литературе, хотя во всем остальном он к ней не относится совсем. Вторая часть книги получилась абсолютно антисоветской, если под понятием "антисоветский роман" понимать обыгрывание и переворачивание всех советских штампов и правил. Первую же часть я вообще бы назвал "несоветским романом", полной творческой свободой от всего, даже от противостояния с "советскостью". Ну а третья, самая короткая, мне вообще напомнила "раннего" Пелевина ("позднего" Пелевина я правда не читал, но здесь этого и не нужно), т.е. виден переход от романа модернистского, чем по мнению критиков он является и с чем в силу моих скромных познаний в этом вопросе я полностью согласен, к роману постмодернистскому. По крайней мере, такое впечатление у меня о ней сложилось. Не удивительно, что он и не мог быть изданным в СССР вплоть до поздней перестройки и впервые был опубликован на Западе и лишь около 1990-го года в Советском Союзе.
Я не большой любитель модернистской литературы, бессюжетной прозы и потока сознания как литературного приема, хотя и здесь бывают исключения, но конкретно этот роман понравился, не смотря на все условности и оговорки. Во-первых, написано очень ярким, образным языком и очень легко читалось, несмотря на то, что и по форме и по содержанию это довольно-таки сложный роман. Во-вторых, когда автор хоть мало-мальски вспоминал про сюжет, хотя бы на микроуровне, уровне отдельных сцен, то читать сразу становилось еще интереснее. Насколько я знаю, у Аксенова далеко не все романы, как этот, что есть в его творчестве представители крепкой сюжетной прозы, а значит мне есть смысл с его книгами и дальше знакомиться, уверен, что мне должно понравиться. Сам же "Ожог" стал для меня очень необычным читательским опытом, доказавшим мне, что даже такой Аксенов мне интересен.