На данный момент это наименее мне понравившийся роман историко-детективного цикла итальянской писательницы Данилы Комастри Монтанари о расследованиях римского патриция Публия Аврелия Стация, действующего в эпоху правления императора Клавдия. И дело здесь не в самой тематике произведения, вернее его завязке, странного убийства гладиатора прямо на арене, странного тем, что гладиатор погиб не в схватке, как и должен умирать гладиатор, а неожиданно рухнул на землю на глазах огромной толпы народа и в присутствии самого императора, будучи, как потом выяснилось, отравленным. С этим как раз все нормально, вполне себе нормальная детективная завязка. Однако мне почему-то было неинтересно читать на протяжении большей части этой достаточно небольшой, хотя по стандартам детективного жанра вполне обычной книги. Вроде бы все было как всегда, антураж Римской империи, несколько осовремененной правда в плане мотиваций некоторых поступков героев (продолжаю думать, что сделанной сознательно), любовное обыгрывание автором классических детективных штампов (настолько, что очень легко представить, что действие происходит не в Древнем Риме, а в каком-нибудь Лондоне 1-й половины XX века) и многое другое, что в предыдущих книгах меня вполне устраивало, а здесь отчего-то нет.
Начну пожалуй с того, что мне совсем надуманной показалась завязка в плане того, зачем вообще сенатору было необходимо ввязываться в расследование этого убийства. Он не профессиональный сыщик, таковых тогда и не существовало и для его социального статуса нужно было иметь веские основания, чтобы он полез в это дело. В предыдущих книгах Монтанари это как-то изящно делала и этому хотелось верить, тогда как здесь все выглядело притянутым за уши. Потом, само расследование на протяжении его большей части мне показалось скучным как читателю. Понимаю, что это крайне субъективная категория, делюсь лишь своими ощущениями, но они таковы.
Правда концовка романа несколько изменила в лучшую сторону мое отношение к нему. Я пока для себя до конца не ответил, что именно изменилось, но последние главы, развязка истории мне показалась гораздо более интересно написанной, чем то, что в было в книге до этого. Возможно дело в том, что в них акцент был смещен из собственно детективной составляющей в русло исторического романа с политическими интригами и заговорами против действующей власти, впервые в цикле, кстати непосредственно до самой истории дело дошло, до этого история правления Клавдия было лишь фоном, далеко не обязательным, но это у Монтанари получилось написать достаточно хорошо и на удивление мне стало интересно. Это несколько примирило меня с романом, но все-равно я продолжаю считать, что предыдущие книги серии были лучше и я надеюсь, что и последующие также будут как минимум не хуже тех, с которых все начиналось.