Сидни Люмет "Как делается кино"

Dec 29, 2021 21:27




Сидни Люмет - известный американский кинорежиссер 2-й половины XX - начала XXI века, фильмы которого я пока не видел, за исключением "12 разгневанных мужчин" 1956 года и "Убийство в Восточном экспрессе" 1974 года выхода, оба, кстати, давно и оба недурно бы было пересмотреть. "Как делается кино" - его небольшая книга, где он в самых общих чертах показывает процесс создания фильма от сценария до предпоказа, немного раскрывает кинематографическую кухню и рассказывает истории из своего опыта съемок разных картин. Это в самых общих чертах.
Я далеко не все понял в тех деталях, которые он порой приводит, особенно когда дело доходит до технических моментов, о которых я настолько не в теме, что даже не знаком с некоторой их терминологией. Однако это не портит впечатления от книги. Во-первых, подобного рода тонкостей там немного, видно, что Сидни Люмет максимально упрощает описание для непосвященного читателя/зрителя, а во-вторых, это все показывает, насколько съемки фильма сложная вещь, не абстрактно, условно-обобщенно сложная, а сложная конкретно в том-то и том-то. А главное, эта книга наглядно показывает, чем хорошее кино отличается от не очень хорошего. Как и в любом деле, где требуется профессионализм, здесь необходимо выкладываться на полную мощь, даже в деталях, которые обычный зритель с очень большой долей вероятности вообще не заметит, а значит есть соблазн ими пренебречь. Однако в том то и дело, что если все сделано хорошо, то да, он не заметит, но на интуитивном уровне поймет, что это кино хорошее, даже если оно лично ему не очень понравилось, а вот если в этих самых деталях начать халтурить по принципу "а ладно и так сойдет", то это сразу станет заметно, хотя бы на уровне общих ощущений. И это очень важный момент, который и делает кино либо хорошим, либо нет с позиции обычного зрителя.
Отдельно стоит отметить рассказы Сидни Люмета о том, как снимались те или иные его фильмы, какие-то забавные, а иногда и грустные истории, связанные с актерами, сценаристами, композиторами и другими членами съемочной команды, которые придают книге некоторый мемуарный характер. Это добавляет интереса к ней, а в какой-то степени делая ее самым важным элементом повествования для самых обычных, таких как я, зрителей, которые вообще не знакомы с процессом кинопроизводства.
По сути у этой книги есть только один существенный недостаток, ее небольшой объем. Лично мне хотелось бы более объемного повествования, автору точно было чем еще поделиться с читателями и жаль, что этого не случилось...

С. Люмет, нон-фикшн, кино

Previous post Next post
Up