У Евгения Водолазкина я читал его "Авиатора", который мне в целом понравился, поэтому я решил ознакомиться и с наверное самым его знаменитым, историческим "неисторическим" (как о нем написано было на обложке) романом "Лавр", про русского средневекового лекаря 2-й половины XV - начала XVI в., выдуманного, насколько я понимаю, персонажа.
Начну с того, как я понял определение "неисторический роман". Дело здесь, как мне кажется, не только в том, что в нем практически нет реально существовавших исторических деятелей, но в постмодернистском сочетании в тексте истории и современности, когда рядом соседствуют слова и предметы из Древней Руси и вполне себе современные нашему времени, например упоминание пластиковых бутылок в лесу. Я уж молчу о максимально точных "предсказаниях" далекого для XV века будущего, идущие от лица одного из героев книги. Все это причудливо переплетается, порой в прямой речи, когда средневековый врач упоминает в разговоре такие слова, как "фотограф" и т.п. Автор играет с читателем в эту игру, "подмигивает" ему, что далеко не у всех, делающих также, получается хорошо. У Водолазкина, на мой взгляд, получается. Подобные "модернизации" почему-то не только не напрягают глаз, а наоборот, придают некий шарм тексту, который сам по себе очень хорошо написан. Он возможно не вызывает слишком много восторгов, но создает очень теплую атмосферу, в которую было приятно погружаться и получать удовольствие от нее. Не могу утверждать, что "Лавр" войдет в число самых моих любимых книг, но это было очень приятное чтение, столь необходимое в наше непростое время.