Канадский писатель Гай Гэвриел Кей - еще один автор, по библиографии которого я двигаюсь постепенно, планируя ознакомиться со всей его крупной прозой. Роман "Изабель" - из их числа.
Если вдруг кто не знает, или не помнит, начинал свою писательскую деятельность Кей с того, что помогал Кристоферу Толкиену с работой над "Сильмариллионом" его отца, а затем начал самостоятельный писательский путь. Так получилось, кстати, что с отзывов на первую его трилогию, "на "Гобелены Фьонавара", начался мой ЖЖ, по этой причине он очень важный для моего ЖЖ автор.
По сути, возвращаюсь к Кею, "Гобелены..." были своеобразным оммажем Джону Рональду Руэлу Толкиену, только за основу здесь была взята кельтская мифология. Затем он сменил тематику своих произведений и начал писать замечательное, на мой взгляд, псеводоисторическое фэнтези. Действия большинства его романов происходят как бы в выдуманных мирах, но за ними легко узнаются разные реальные страны и сюжеты из их истории, главным образом из истории европейского средневековья. И вот через 20 с лишним лет спустя после "Гобеленов...", он вернулся в каком-то смысле с того, с чего начинал. В 2007 году вышел его роман "Изабель", где, во-первых, вновь в центре оказалась кельтская мифология, только действия развиваются уже в современном автору Провансе, а не в фэнтезийном мире, а во-вторых, в качестве персонажей книги появляются немного постаревшие за эти годы два героя "Гобеленов..." - Ким Форд и Дейв Мартынюк, хоть и играющие не первые, но важные роли в повествовании.
"Изабель" наверно один их самых критикуемых романов Кея, принятый очень неоднозначно читателями. Скорее всего это связано с тем, что он отошел от магистральной линии своего творчества, а если учесть, что и сами "Гобелены Фьонавара" достаточно критикуемы, то ничего не удивительного нет, что роман вызвал такую реакцию. Однако, судя по всему, автору была важна данная тематика настолько, что он отошел от привычного уже для него жанра псеводисторического фэнтези, к которому, кстати, после этого он опять вернулся, и уже во второй раз в своем творчестве обратился к кельтской мифологии. И надо сказать, что я не разделяю мнения большей части критиков. И дело не только в том, что выбор автора этой тематики нужно уважать, что он имеет полное право на свой выбор, но и в том, что на мой взгляд, сама история написана очень хорошо. В ней есть все, что нужно для отличной жанровой книги - интересный сюжет, увлекательные приключения, хороший язык, качественно прописанные персонажи, которым хочется сопереживать и многое другое. Может быть конечно, "Изабель" не дотягивает до лучших образцов творчества Кея, таких романов как "Львы Аль-Рассана" и дилогии "Сарантийская мозаика", но если не дотягивает то самую малость. Я получил большое удовольствие от чтения этой книги и безусловно отнесу ее к авторским удачам писателя, чтобы про нее не писали критики.