"Нулевой номер" - последний роман одного из самых знаменитых ученых-гуманитариев 2-й половины XX - начала XXI века. И пусть для него художественная проза была не главное, чем он занимался в свое жизни, но именно благодаря его романам Умберто Эко знают за рамками сугубо научного мира. И это очень хорошо, что он принадлежит всем читателям, а не только людям науки.
Конкретно этот роман в свое время, когда он вышел и когда синьор Умберто еще был жив, ругали достаточно сильно. И действительно, по сравнению с другими художественными текстами автора он выглядит слишком простым и где-то даже примитивным. Однако, на мой взгляд, здесь не все так просто. Надо не забывать, что Эко постмодернист и виртуозный стилизатор, который доказал, что стилизовать, причем на очень высоком уровне, он мог все, за что брался, будь это средневековый трактат, литература в стиле барокко или конспирологический роман. Я могу, конечно, ошибаться, но на мой взгляд, "Нулевой номер" тоже великолепно выполненная стилизация, просто почему-то ему понадобилось стилизовать повествование под сознательно примитивный язык и упрощать сюжет, а с какой целью ему это было нужно, нужно подумать. Вполне вероятно, что это еще одна загадка синьора Эко, которую он загадал своим читателям. На данный момент я склонен именно так оценивать этот текст.
В любом случае, имеет моя догадка под собой хоть какие-то основания, или нет, мне этот роман было интересно читать, сюжет в нем был построен увлекательно и мне до самого конца было интересно, чем закончится рассказываемая автором история.
Жалко, конечно, что на этом мое знакомство с его художественными текстами закончилось, но, во-первых, есть его многочисленные научные работы, которые до сих пор продолжают и продолжают переводить на русский язык, а во-вторых, всегда можно взять и перечитать какой-нибудь из его романов, из коих мои любимые, это "Имя розы" и "Таинственное пламя царицы Лоаны".